Педагог-психолог Изепченко И.В.
Педагог-психолог Изепченко И.В.
ПЛАН БЕЗОПАСНОСТИ:
В ситуации домашнего насилия
ЗДЕСЬ ВАМ МОГУТ ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ
в ситуации домашнего насилия
ГУ «ТЦСОН Первомайского района г.Витебска» оказывает консультации психолога, предоставляет временный приют.
ул. 1-я Пролетарская, 20 (каб. 16)
тел. 37-20-17 (телефон «Доверие»); +375 (33) 903-14-95
(время работы с 8:00 до 17:00)
С 17:00 до 08:00 обращаться в
ОВД администрации Первомайского района г.Витебска
Тел. 37-61-02; +375 (29) 711-53-16
Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии
Тел. 61-60-60 (телефон доверия, круглосуточно).
Коррекция детско-родительских отношений
Результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семьи. Для этого ученые рекомендуют традиционные методы: наблюдение, беседы, анкетирование, интервью, тестирование, изучение продуктов детской деятельности.
В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание и форму (“мягкая” или “жесткая”) обращения родителей с детьми: употребление уменьшительно-ласкательных или грубых слов, реакция на просьбы ребенка, его шалости, капризы и т. п. Следует также оценить эмоциональную окраску общения: тон голоса взрослого (спокойный, резкий, ироничный и др.), мимику, телесные контакты – касания, ласковые поглаживания или жесткие толчки. Особое внимание надо обращать на реакцию детей (их настроение, содержание обращение и др.).
Эффективными являются и наблюдения за детьми в сюжетно-ролевой игре “Семья”, где дошкольники воспроизводят привычные для них формы общения. Поведение детей, их действия, высказывания, экспрессия позволят педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.
Содержательную информацию о психологическом климате в семье воспитатель может также получить из рисунков детей на темы: “Моя семья”, “Мой самый любимый человек” и др. При анализе этих работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, количественный состав семьи (полная, неполная). Отметить расположение и последовательность изображения членов семьи, особенности нарисованных фигур и др. Для изучения семейной атмосферы педагог может предложить своим воспитанникам разрешить следующие ситуации:
После того, как педагог установит доверительный контакт с родителями, становится возможным решение главной задачи по профилактике жестокого обращения с детьми – трансляции родителям положительного образа ребенка. Необходимость решения этой задачи определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредоточившись на негативных проявлениях. Поэтому демонстрация воспитателем ко всем без исключения детям, умение похвалить в присутствии родителей каждого ребенка, показать и рассказать, чему он научился за прошедший день, способность почувствовать и, по возможности, “снять” родительскую тревожность, являются важнейшими условиями построения доверительных отношений с родителями.
Педагог, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, должен выступать образцом уважительного и доброжелательного отношения к ребенку.
Родители, которые изо дня в день видят воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в обращении с детьми, задумаются над необходимостью применения агрессивных способов воздействия на собственного ребенка.
Алгоритм взаимодействия с семьей
1-я стадия.
Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.
2-я стадия.
Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.
3-я стадия.
Установление общих требований к воспитанию ребенка. Воспитатель побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.
4-я стадия.
Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.
5-я стадия.
Реализация индивидуального подхода. Воспитатель не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе и на перевоспитание ребенка.
6-я стадия.
Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.
АДАПТАЦИЯ
Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду Возможно, советы психолога облегчат родителям и детям период привыкания к детскому саду. Хотя в детский сад теперь принимают детей и более младшего возраста, наиболее благоприятным является возраст между 3 и 5 годами. Заранее подготовьте ребенка к мысли о детском саде, к необходимости посещать его. И первое, что нужно сделать, - примерно за месяц до того, как он начнет ходить туда, - поменьше, чем обычно, будьте рядом с ним. Второе - подробно расскажите ему о детском саде, сводите его туда, чтобы он узнал, что это такое, и у него сложилось собственное представление о нем. Скажите ребенку, что вы очень гордитесь им - ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад. Но и не делайте из этого события проблему, не говорите каждый день о предстоящей перемене в его жизни. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. Когда вы подбираете детский сад, самое главное не в его внешнем виде, удобствах и красоте интерьера, а в воспитателях и ребятах. Придите в детский сад и понаблюдайте за детьми: довольны ли они, нравится ли им там. Хороший детский сад - место очень шумное. Если в течение получаса вы не услышите шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другой садик для вашего ребенка. Познакомьтесь с воспитателем группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка. С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад. Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и всего на несколько часов. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного сразу, лучше всего, чтобы он сам отпустил вас. А, расставаясь, не забудьте заверить, что непременно вернетесь за ним. Когда вы уходите - расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случится, и он долго не будет вас отпускать. Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец. Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и на утро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к садику. Некоторые дети впервые дни очень устают в детском саду от новых впечатлений, новых друзей, новой деятельности, большого количества народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это не значит, что он не в состоянии привыкнуть к детскому саду. Возможно, необходимо такого ребенка раньше забирать с садика или же 1-2 раза в неделю оставлять его дома.
Как определить, что адаптация закончилась?
У ребенка наблюдаем:
Уважаемые родители! Мы надеемся, что наши рекомендации помогут Вам и Вашему малышу как можно легче и спокойнее пройти этот нелегкий, но очень важный период в жизни.
ЖИЗНЬ БЕЗ КОНФЛИКТОВ
Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов.
Способы урегулирования конфликтов:
компромисс (уступки с обеих сторон);
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует);
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой);
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте);
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение);
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); чувство юмора.
Памятка для родителей по предупреждению конфликтов
* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия
* Не давайте ребенку несбыточных обещаний
* Не ставьте своему ребенку условий
* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка
* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе
* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом
* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями
* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов
Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!
СЛОВАРЬ ДЕТСКИХ ЖАЛОБ
ПОЧЕМУ ОН ТАК ГОВОРИТ
"У меня все болит..."
Если ребенок говорит эту фразу и показывает то на одну ручку-ножку, то на другую, поводом для такой жалобы, скорее всего, является обида на кого-то. Эта жалоба сопровождается плачем, криками. Ребенок ищет у взрослого ласки, внимания, сочувствия. Он хочет, чтобы сильный папа (мама) наказали обидчика или хотя бы сказали, что обидчик не прав.
"Пусть все отдаст..."
Этот тип жалоб возникает как результат столкновения интересов детей. Ребенку хочется получить игрушку, занять лучшее место за столом или залезть на любимый спортивный тренажер, — а кто-то из сверстников мешает. Плач и крик — средство "нажима" на взрослого для устранения препятствия.
"А они не спят..."
Этот тип жалоб возникает в ситуациях, когда ребенок не может понять, следовать ли утвержденным взрослыми правилам. Маленький "жалобщик" сообщает взрослому о проступках ровесников, не проявляя, на первый взгляд, при этом личной заинтересованности.
Просто подходит к воспитателю и сообщает, что кто-то кашу не съел, карандашом стены расписал или в аквариуме рыбокьловил. Ситуация сложная: с одной стороны, ребенок хочет выделиться, показать, что он один такой правильный, а с другой — он в сомнении, ведь группа может его отвергнуть. Тут предстоит долгий разговор.
"А они тоже плохие..."
Так ребенок сообщает о проступках сверстников, но уже с личной заинтересованностью — избежать наказания за свой проступок или отстраниться от провинившейся группы. Произнося эти слова, ребенок открыто стремится к похвале и очень удивляется, если взрослые упрекают его в доносительстве.
КАК С ЭТИМ БЫТЬ
При всем многообразии жалоб в них есть нечто общее:
Правда, в последнем случае (4-й тип) это постижение часто совершается в парадоксальной форме: чтоб не быть плохим, отмежеваться от этого или указать на недостатки другого. Однако это все-таки постижение норм и правил человеческих взаимоотношений. Так ребенок прокладывает путь в нашем сложном мире.
УМЕЙТЕ РАССТАВАТЬСЯ БЕЗ ОСОБОГО СОЖАЛЕНИЯ
Для всех нас жизнь полна расставаний, иногда печальных и полных слёз. Но ни у кого они не бывают такими горькими и мучительными, как у наших детей. Беспокойство расставания обычно выражается в плаче, даже в крике, когда детей оставляют в детском саду. Беспокойство расставания не только нормально: это положительное проявление привязанности ребёнка к вам.
Существуют способы уменьшить слёзы и боль при расставании.
Пусть расставание будет быстрым и решительным. Не уговаривайте ребёнка: это вызовет лишнее беспокойство. Напомните себе, что горе, которое вы видите в момент расставания, скорее всего, исчезнет, как только вы уйдёте.
Если вы оставите ребёнку что-то, принадлежащее вам,- носовой платочек, какое-то украшение – вы дадите этим понять: «Я вернусь за тобой».
Небольшой снимок родителей, прикреплённый в шкафчике ребёнка, может оказаться исключительно успокаивающим.
Пребывание в детском саду станет не таким пугающим, если ребёнок возьмёт с собой любимую игрушку или какой-нибудь особый предмет. Это часто действует успокаивающе на ребёнка.
По прошествии нескольких недель у вас может создаться впечатление, что ситуация не улучшилась. Ваш ребёнок по-прежнему кричит и плачет, когда вы уходите. Но стоит вам только скрыться из виду, он начинает играть и счастливо проведёт время до конца дня (вы об этом можете и не подозревать). Поинтересуйтесь у воспитателя, заметно ли уменьшение в глубине и продолжительности его эмоциональных переживаний после расставания с вами. Если ваш ребёнок быстро восстанавливает своё душевное равновесие, можно больше не беспокоиться.