Питание
Нормативные правовые документы, регламентирующие организацию питания в учреждении дошкольного образования
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27 апреля 2013 г. № 317 О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования
ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания и отражение ее в образовательном процессе. Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости, гарантия от появления различных недугов. Поэтому в плане работы дошкольного учреждения вопрос о правильном питании занимает одно из важнейших мест. Известно, что дошкольный возраст сопровождается интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций многих органов и систем, что требует достаточного поступления качественных пищевых веществ. Кроме того, модель пищевого поведения также формируется в дошкольном возрасте.
Большинство детей посещают детский сад. В данном учреждении дети должны не только получать четырехразовое питание, соответствующее возрасту, но и формировать представления о культуре питания, о его значимости для здоровья человека.
В Беларуси существует определенная нормативная база, регулирующая производство, ввод и оборот пищевой продукции детских учреждениях.
(Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования» глава 11. «Требования к организации питания воспитанников учреждения дошкольного образования», выписка из Кодекса Республики Беларусь об образовании Статья 40. «Обеспечение питанием»)
Формирование культуры питания у воспитанников может быть реализовано через три основных направления:
- Формирование представлений о:
значении правильного питания для работы всего организма и отдельных внутренних органов.
роли пищевых веществ для нормальной работы и развития каждого живого организма.
полезности различных продуктов и блюд.
- Воспитание культуры поведения за столом.
- Соблюдение гигиенических требований.
Прием пищи должен проходить в хорошо проветриваемой, чистой комнате. Столы расставлены так, чтобы детям было удобно садиться и вставать из- за стола. За столом каждый ребенок имеет свое постоянное место.
Чего не следует допускать во время еды
◊Громких разговоров и звучания музыки.
◊Понуканий, поторапливания ребенка.
◊Насильного кормления или докармливания.
◊Осуждения малыша за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов.
◊Неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд.
После окончания еды малыша нужно научить полоскать рот.
Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Известно, что поддерживать беседу – это мастерство, научиться которому непросто. Главное – разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными. Например, можно поговорить о продуктах, из которых приготовлен обед, или о том, что из еды больше всего детям нравится, и т. д. При этом пожелание “Приятного аппетита” – обязательно!
Группа раннего возраста
Сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала у малышей пусть неосознанное желание быть аккуратными. На столах — скатерти, а лучше под каждый столовый прибор — салфетку, чистую, нарядную на вид. Эстетическое оформление стола — цветы, и, конечно, гигиенические салфетки. Красиво и правильно разложенные столовые приборы (ложки, вилки), порционированный хлеб в хлебнице.
Для каждого ребёнка должна быть приготовлена салфетка. Малыш сам расправляет и заправляет её, пользуется ею после еды. Благодаря этому мы сразу решаем несколько задач:
-знакомим с правилами поведения за столом,
-развиваем мускулатуру рук, особенно кисти,
-«настраиваем» организм на еду,
-побуждаем малыша к аккуратности.
Пользуясь салфеткой, ребёнок усваивает, что надо есть аккуратно, из-за стола встать с чистыми руками и лицом, а значит, экономится одна процедура мытья рук и лица.
Полоскание рта процедура новая и не такая уж и лёгкая, и педагог должен принимать в ней участие, показывая и рассказывая малышам, что и как нужно делать.
II младшая группа
Достигнув трёхлетнего возраста дети уже умеют и знают. Знают:
-наименования и назначение основных столовых приборов, блюд;
-элементы сервировки стола;
-отчасти, как подготовиться к еде (вымыть руки, привести себя в порядок), --что сделать после еды (поблагодарить прополоскать рот)
Умеют:
-пользоваться ложками и вилкой;
-пить из чашки, есть с тарелок;
-откусывать, жевать;
-пользоваться салфеткой;
-прилагать старания, чтобы быть аккуратными.
Но детям ещё трудно:
-не набирать в рот много пищи;
-не отвлекаться, не разговаривать во время пережёвывания и глотания пищи;
-пользоваться ножом;
-спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо;
-есть всё по порядку;
-самостоятельно полностью готовиться к еде и выполнять после неё все -требуемые процедуры.
К четырём годам ребёнок может:
-сервировать стол, используя салфетки, столовые приборы (ложки, вилки, ножи), тарелки, хлебницу;
-пользоваться ножом, десертной ложкой, вилкой;
-есть фрукты, мягкую и плотную пищу, десерт;
-ориентироваться в том, куда кладут оставшиеся косточки от ягод, фантики ---от конфет, использованные салфетки, столовые приборы;
-правильно брать еду с тарелок и ртом с приборов, хорошо, тихо, равномерно -глотать, прилагать старания к тому, чтобы правильно сидеть за столом (ложка идёт ко рту, а не голова к тарелке; локти не отведены в стороны, а находятся возле туловища);
-хорошо полоскать рот после еды;
-помогать взрослому в уборке посуды со стола;
-садится за стол с вымытыми руками, причёсанным и опрятным, не шуметь;
-если во время еды возникает необходимость в посещении туалета, -справляться самостоятельно и просить помощи у взрослого;
-перед едой и после неё не бегать и прыгать, а заниматься спокойной игрой.
Помните!
Дети в этом возрасте очень внимательны, они всё видят и слышат. следите за своими репликами о пище; предупредите и родителей. О пище можно говорить только хорошо. Во время еды всё должно быть сосредоточено на этом процессе, для ребёнка это довольно-таки сложное дело.
Не забывайте!
Хвалить детей (каждого в отдельности и всех вместе) за аккуратность, неторопливость, культурные навыки, дружелюбное спокойное общение во время еды.
Не фиксируйте!
Во время еды внимание детей на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья), но запоминайте, что у кого не получается, чтобы потом в качестве опережающего задать ему правильный алгоритм действий.
Средняя группа
У малыша на пятом году жизни меняется отношение к еде: его интересует не только, что он ест, но и как выглядит пища, как она подана, сколько её, насколько она ароматна и т.д.; он весьма чётко прислушиваться не только к разговорам взрослых о тех или иных блюдах, но и к мнению своих сверстников, поэтому никогда, не позволяйте себе выражать вслух негативное отношение к продуктам питания:
-постарайтесь каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребёнком пользу (или её отсутствие) того или иного блюда, продукта. Эти рассказы должны быть краткими, простыми, яркими, например: «Сегодня мы узнали, как вы подросли, а ведь это молоко (кефир, творог, рыба) помогло вам»; «На занятии по физкультуре вы бегали очень быстро- это всё овсяная каша, которую вы съели на завтрак»; «Съедим салат из свёклы, и ваши щёчки будут красивыми, румяными» и т.д.;
-ребёнка нельзя заставлять есть. Предлагая ребёнку еду, учитывайте его аппетит: детям, едят медленно, неохотно, второе блюдо на тарелке лучше делить как бы на несколько порций- зрительно это уменьшает объём пищи и помогает её есть;
-комментируйте вслух успехи детей, а о промахах, неумении говорите каждому потихоньку, но настойчиво;
-по-прежнему технологию принятия пищи педагог проговаривает вслух, напоминая, что чем едят, как пищу берут с тарелки, а как со столовых приборов. Обращайте своё внимание на то, как дети держат чашку. В этом возрасте они могут делать это правильно- за ручку. Обращайте внимание на темпы еды и тщательное пережевывание пищи — только овладение этими двумя навыками питания поможет и сохранить зубы и уберечь желудок от многих заболеваний.
Старшая группа
Стол накрывают индивидуальными хлопчатобумажными салфетками. Посуда соответствует возрасту, она одинакова по форме и рисунку. Столовые приборы кладут с той стороны, с какой их нужно брать: вилка находиться с левой стороны в том случае, если есть нож, если ножа нет вилка - справа. Нарезанный хлеб выкладывают в хлебницы, которые ставят на каждый стол. Бумажные салфетки, в салфетницах, расставляют на столы. Если на третье подается компот, то его подают в чашках с блюдцами и чайными ложечками.
Сервировка.
- Дежурные ставят тарелки строго напротив стульев и на расстоянии 2 см от края стола.
- Ровно, параллельно раскладывают ножи - лезвием к тарелке, ложки носиком вверх. Вилки зубами вверх.
- Соблюдают расстояние между приборами 0,5 см.
- Чашки с чаем и компотом подаются только на блюдце и с ложкой, причем ручки чашек повернуты влево, а ложечек, находящихся на блюдце - вправо!
- Всегда на столах имеются салфетки.
- Соблюдается последовательность сервировки.
Правила поведения за столом
- Мальчики подают стул девочкам со словами "прошу садиться" или "пожалуйста".
- Дети правильно держат вилку, знают, когда следует держать ее, как ложку
- Правильно держат ложку.
- Умеют пользоваться ножом.
- Не стучат столовыми приборами о тарелку, чашку.
- Не едят с целого куска.
- Не выбирают кусок на тарелке.
- Рыбу, котлету, запеканку, рулеты едят с помощью вилки, без ножа.
- Не вылизывают тарелку, не выливают в ложку, не пьют из тарелки.
- Суп сначала пробуют, а потом едят, набирая 1/3 ложки, направляя в рот боковой частью.
- При доедании супа тарелку наклоняют от себя.
- Не запрокидывают голову во время питья компота.
- Не наклоняются низко над тарелкой.
- Пережевывают пищу с закрытым ртом.
- Не чавкают.
- Умеют пользоваться салфеткой, не вытирают рот, а прикладывают ко рту.
- Использованную салфетку кладут справа под бортик тарелки.
- Использованные столовые приборы: ножи, вилки, ложки, кладут на тарелки параллельно ручками влево, причем вилку выпуклостью вверх.
- Благодарят после еды и убирают посуду.
- При временном прекращении еды кладут столовые приборы на бортик.
Список литературы
- Алексеева, А. С. Организация питания детей в дошкольном учреждении [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / А. С. Алексеева, Л. В. Дружинина, К. Ладодо. – М. : Просвещение, 1990. – 210 с.
- Алексеева, Р. Г. Особенности формирования основ правильного питания в дошкольном возрасте
- http://www.moi-dru/konsultac621.html. ..
- Маталыгина, О. А. Все о питании детей дошкольного возраста . – М. : Фолиант, 2009. – 272 с.
Роль рационального питания в жизни человека

Роль рационального питания в жизни человека
Проблемы здоровья подрастающего поколения в настоящее время находятся в сфере первостепенных интересов государства. В Республике Беларусь воспитание здорового образа жизни является важнейшей составной частью идеологической и воспитательной работы с детьми.
Охрана здоровья детей – приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Профилактика же детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение.
Согласно определению Всемирной организации здравохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов. Понятие «благополучие» затрагивает все стороны жизни человека. Человек находится в состоянии полного благополучия, когда гармонично сочетаются физические, психические (интеллектуальные), социальные, духовные, эмоциональные составляющие его жизни. В качестве непременного условия в критерии здоровья входит возможность полноценно, активно, без всяких ограничений заниматься трудовой и общественно полезной деятельностью.
Здоровье представляет реальную предпосылку для удовлетворения индивидуальных и общественных материальных и духовных потребностей, т. е. является социальной ценностью. Сохранение и укрепление здоровья – одна из основных задач государства, ибо у нездоровой нации нет будущего.
Однако важно отметить, что установка на здоровье и соответственно здоровый образ жизни не появляется у человека сама по себе, а формируется в результате определенного педагогического воздействия. В настоящее время в контексте теории и практики социально-педагогической работы огромное внимание уделяется как просветительной, так и профилактической деятельности, направленной на развитие осознанного отношения растущего человека к собственному здоровью.
В последние годы отмечается ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения. В Республике Беларусь у 50-55% дошкольников отмечены различные отклонения в состоянии здоровья, а у более 80% дошкольников, наблюдаются хронические заболевания (вегетативно-сосудистая дистония, близорукость, нарушения эндокринных функций из-за недостатка йода, заболевания опорно-двигательного аппарата, заболевания желудочно – кишечного тракта и др.).
Рациональное питание является одним из основных факторов внешней среды, определяющей нормальное развитие и хорошее здоровье ребенка. Важнейшим условием рационального питания является правильное сочетание всех пищевых веществ в суточном рационе ребенка. Следует отметить нерациональность питания детей и подростков: употребление белков составляет лишь половину необходимого количества, а витаминов и минеральных веществ – еще меньше. В связи с преобладанием углеводного питания у 12-14% до школьников наблюдается дефицит массы тела.
Факторы сложившегося неблагополучия различны: генетические, экологические, социально-экономические, педагогические и др., а это значит, насущной необходимостью является убедительная мотивация и качественная пропагандистская работа, направленная на осмысление населением понятия «здоровье», как первоочередной основополагающей жизненной ценности, и формирование поведения, способствующего его сохранению и укреплению.
Данная проблема является предметом профессионального интереса специалистов, работающих не только в области медицины, но и в области психологии, педагогики, других социальных наук.
Между тем, к сожалению, все еще отмечается разобщенность и непонимание собственных задач в рамках общей для них проблемы среди врачей и педагогов, которые все еще пока не готовы к совместным действиям, к выработке интегративного знания в области здорового образа жизни. Сегодня все большее число специалистов говорят о необходимости возрождения отечественной культуры здоровья как части общечеловеческой культуры.
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
- Здоровое питание… Что входит в это понятие? Два основных требования: сбалансированность и рациональность.
- Питание должно быть сбалансированным. Для здоровья важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.
- Современная модель рационального питания имеет вид пирамиды: продукты в ней располагаются от основания к вершине по мере убывания их полезности.
- Первый этаж пирамиды: хлебопродукты и картофель.
- Это самая многочисленная по дневным порциям группа продуктов. Половину продуктов этой группы следует употребить в виде ржаного хлеба (100–150 г), четверть в виде картофеля (100–150 г) и четверть в виде других хлебопродуктов, таких как каши из зерновых, рис, макароны, гречка и т. д.
- Второй этаж: фрукты-овощи и ягоды.
- По количеству содержащихся в них волокнистых веществ фрукты и овощи стоят на втором месте после хлебобулочных изделий. В день желательно съедать не менее 5 порций фруктов и овощей: две порции фруктов и три порции овощей. Одна порция – это около 100 г свежих, вареных или тушеных фруктов или овощей в качестве самостоятельного блюда или в составе другого блюда. При таком количестве вероятно, что организм получит необходимое количество витаминов и минеральных веществ, а также фитоактивных веществ. Чем разнообразнее и разноцветнее фрукты и овощи, тем лучше. Предпочтение следует отдавать неконсервированным фруктам и овощам. В качестве одной порции в день можно выпить 150–200 г сока или нектара. Следует помнить и то, что в соответствии с диетологическими рекомендациями в группу фруктов и овощей не входят картофель и соковые напитки. И хотя один кусок или столовая ложка фруктов и овощей – это еще не порция, это в любом случае лучше, чем ничего.
- Третий этаж: белковая пища - молоко и молочные продукты, мясо–рыба–курица–яйцо.
- Среди молочных продуктов предпочтение следует отдавать изделиям с низким содержанием жира. Ежедневно следует употреблять около двух стаканов жидких молочных продуктов, кроме этого еще йогурт, творог или домашний сыр, реже – сметану или сливки. Желательно избегать употребления продуктов, содержащих гидрогенизированные растительные жиры, таких как растительные аналоги сметаны и сыра. Из пищевой группы мясо–рыба–курица–яйцо следует предпочитать рыбу, нежирное мясо и нежирные мясные продукты. А вот сосиски, сардельки, вареные колбасы сюда не входят - мясо в них не так много, а вот жира, калорий, пищевых добавок - предостаточно! Их логичнее переместить на следующую ступеньку пирамиды. Обратите внимание: ограничивайте поступление продуктов, содержащих много животных жиров, как источника скрытого жира (мороженое, сыры, жирные соусы, майонез). Как молочных, так и мясных продуктов следует потребить 2-3 порций в день.
- Четвертый этаж:добавляемые пищевые жиры, орехи и семена.
- Этот этаж показывает, что с потреблением жиров надо быть осторожным. Среди добавляемых пищевых жиров следует увеличить употребление растительного масла и избегать потребления твердых маргаринов, а также майонезов. В день желательно есть 3-4 порции добавляемых жиров, орехов или семян. 1 порция – это около 1 чайной ложки жира.
- Верхушка пирамиды: мед, варенье, сладости, сладкие прохладительные и соковые напитки.
- Верхушка пирамиды показывает, что от сладостей не надо отказываться, но следует ограничиться 2-3 порциями в день. 1 порция – это примерно 2 чайные ложки сахара, меда, варенья, 1 печенье, несколько конфет, половина маленького мороженого (25 г или 50 мл) или 100 мл прохладительного или сокового напитка.
Примерное меню выходного дня для детей дошкольного возраста.

Примерное меню выходного дня
для детей дошкольного возраста
Суббота
№ |
Наименование блюд |
Вес порции, г. зависит от возраста и особенностей ребенка |
1 2 3 4 |
Завтрак Салат из свежих овощей с сыром и маслом растительным нерафинированным; Плов фруктовый (с изюмом, черносливом, курагой); Кофейный напиток со сливками или молоком; Хлеб ржаной, пшеничный. |
40-50 150-200 150-200 20-40 |
1 2 3 |
Завтрак 2 Сок; Булочка; Фрукты, ягоды. |
150-200 30-60 80-100 |
1 2 3 4 5 6 |
Обед Салат овощной со свеклой и маслом растительным нерафинированным; Щи со свежей капустой с говядиной со сметаной; Биточки из говядины паровые; Пюре картофельно-морковное; Компот из свежих фруктов; Хлеб ржаной, пшеничный. |
40-50 200/10/15 50-80 130-150 150-200 30-60 |
1 2 |
Полдник Йогурт, сухарики; Фрукты, ягоды. |
100/30 60-100 |
1 2 3 4 5 |
Ужин Зразы рыбные с яйцом рубленые паровые (рыба тресковой породы); Каша гречневая вязкая; Кефир или ряженка и др. кисломолочные продукты; Хлеб пшеничный. |
60-80 130-150 150-200 20-40 |
Воскресенье
№ |
Наименование блюд |
Вес порции, г. зависит от возраста и особенностей ребенка |
1 2 3 4 |
Завтрак Салат из свежих овощей и маслом растительным нерафинированным; Вареники ленивые с протертыми свежими ягодами; Чай с лимоном и медом; Хлеб ржаной, пшеничный. |
40-50 150/50 150/5/10-200/7/10 20-40 |
1 2 3 |
Завтрак 2 Сок; Ватрушка с повидлом; Фрукты, ягоды. |
150-200 40-60 100 |
1 2 3 4 5 6 |
Обед Салат из сыра и моркови с растительным маслом; Суп овощной с птицей; Филе птицы тушеное в молочном соусе; Пюре из тыквы или кабачки запеченные; Кисель ягодный или морс (клюква, брусника и др.); Хлеб ржаной, пшеничный. |
40-50 200/15 50/30-60/40 130-150 150-200 30-60 |
1 2 |
Полдник Молоко или кисломолочный напиток; Мусс плодово-ягодный с сиропом. |
150-200 80-100 |
1 2 3 4 5 |
Ужин Рыба тушеная с овощами в сметане; Кортофельное пюре с цветной капустой; Какао с молоком; Хлеб ржаной,пшеничный. |
60/40-70/50 100-150 150-200 20-30
|
О сервировке стола и подаче блюд

Покрывать стол рекомендуется чистой, хорошо выглаженной скатертью или использовать салфетки под каждый прибор. Набор столовых приборов (ложки, вилки, ножи) применяются в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.
Для хлеба следует использовать хлебницу или мелкую тарелку.
Столовые приборы располагаются так: слева от тарелки кладут зубцами кверху вилку, справа лезвием к ней – нож и рядом с ним – столовую ложку. Десертный прибор кладут перед тарелкой.
Обязательным является наличие индивидуальных салфеток – льняных или бумажных. Сервировка столов начинается, когда дети занимаются гигиеническими процедурами, заканчивается – к моменту готовности первого ребенка приступить к еде. Любой прием пищи начинать с овощного салата. Это блюдо стоит на столе к моменту готовности детей перед приемом пищи.
Первое и второе блюдо каждому ребенку необходимо раздавать персонально. Желательно использовать сервировочные тележки, на которых должна быть подготовлена столовая посуда и первое блюдо. Смену блюд необходимо производить после того, как ребенок съест предыдущее блюдо.
Подачу каждого блюда необходимо сопровождать сообщением о том, как надо правильно есть, в чем его основная польза, кто его любит и т.д.; выражать уверенность, что все дети с ним хорошо справятся; оценивать результат.
Источник: Руководство № 11-14-1-2000 «Организация рационального питания детей в детских дошкольных учреждениях», утвержденного Главным государственным санитарным врачом РБ 25.04.2000. Раздел 4 «Выдача готовой пищи».
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Питание воспитанников в учреждениях дошкольного образования организуется на основе примерных двухнедельных рационов, разработанных технологами территориального органа управления образованием и утвержденных руководителем учреждения дошкольного образования.
Меню составляются отдельно для детей от 1 года до 3-х лет и от 3 до 7 лет.
Примерные двухнедельные рационы (перспективные меню) разрабатываются на основании норм потребления пищевых веществ и энергии для детей, установленных Санитарными нормами и правилами к потреблению пищевых веществ и энергии для различных групп населения Республики Беларусь с учетом:
норм питания;
сезонности (они существуют в 2 вариантах: лето-осень, зима-весна);
рекомендуемого объема (массы) блюд, утвержденных в установленном порядке сборников рецептур блюд для воспитанников раннего и дошкольного возраста.
При разработке примерных двухнедельных и дневных рационов учитываются основные требования и принципы детской диететики:
прием пищи в течение дня организуется через каждые 3,5 - 4 часа;
распределение калорийности суточного рациона по отдельным приемам пищи при 4-разовом питании (12-часовой режим пребывания) составляет на завтрак – 20 - 25% от общей калорийности суточного рациона, обед – 30 - 35%, полдник – 10 - 15%, ужин – 20 - 25%, домашний ужин – 15%;
питание воспитанников щадящее по химическому составу: не используются острые приправы (хрен, перец, горчица, уксус и пищевые продукты с их использованием), соки и напитки в виде сухих концентратов;
питание щадящее по способам приготовления и предусматривает преимущественно варение, тушение, приготовление на пару, а также запекание;
в рационы не включаются одноименные блюда и гарниры в течение одного дня, а также в течение двух дней подряд;
колбасы и сосиски вареные используются высшего и первого сортов и не чаще 1 - 2 раза в неделю;
используется нежирное мясо: говядина первой категории (мякоть лопатки или тазобедренной части) или телятина, свинина мясная, цыплята-бройлеры, куры или индейка потрошеные первого сорта (мякоть);
для приготовления блюд используется йодированная соль;
такие пищевые продукты, как молоко и кисломолочные напитки, масло растительное и коровье, сахар, мясо (птица), хлеб, крупа, овощи, свежие фрукты или соки (нектары) входят в рацион ежедневно (с отклонением +/-10% от установленных норм питания), другие пищевые продукты (рыба, яйца, сыр, творог, сметана) - 2 - 3 раза в неделю. При этом установленные нормы питания по итогам месяца должны быть выполнены, отклонения допускаются на +/-10% при условии соблюдения норм потребления пищевых веществ и энергии для детей;
пища готовится на каждый прием пищи, не ранее, чем за 2 часа до подачи в группы.
В меню-раскладках перечисляются все блюда дневного рациона, указан их теоретический выход и расход продуктов, используемых для приготовления каждого блюда. При этом указывается расход продукта на одного ребенка и на всех присутствующих детей. Меню-раскладка составляется на следующий день по количеству присутствующих на сегодняшний день с учетом прогноза посещаемости. При изменении количества присутствующих детей в 8.00 следующего дня на 3 и более детей производится перерасчет расхода продуктов. Именно с этим связана наша настоятельная просьба не опаздывать, предупреждать воспитателя об опоздании; если по какой-то причине планируется отсутствие ребенка в саду-тоже желательно предупредить воспитателя. Отсутствие своевременной точной информации о количестве детей задерживает выдачу продуктов на пищеблоке, а соответственно и завтрак, который у детей по расписанию в 8.30
Еще один актуальный вопрос: кормить ли ребенка вечером после сада и чем? Подход должен быть индивидуальным, но напомню, что питание в детском саду покрывает примерно 85% дневного рациона. На ужин желательно давать продукты и блюда, которые ребенок не получал в детском саду в течение дня. В выходные и праздничные дни его питание целесообразно строить, ориентируясь на принципы детской диететики, перечисленные выше. Особенно важно не перекармливать детей. Утром до отправления в детский сад ребенка желательно не кормить и тем более не баловать сладостями. В противном случае ваш ребенок проигнорирует завтраки в результате останется голодным до обеда.
И самое главное, помните, что все привычки и пристрастия, в том числе и пищевые, формируются в детстве, и для того, чтобы их изменить, может понадобиться не только фантастическая сила воли, но и вся оставшаяся жизнь.
Кушайте на здоровье!