Питание

Питание ребёнка во время болезни.

     Любая мама хочет видеть своего малыша веселым и здоровым. Но вот снова «подхватил» насморк в детском саду, из солидарности с друзьями решил «познакомиться» с ветрянкой, что-то не то съел…и ваше чадо уже не хочет веселиться и играть, у него поднимается температура, одолевает слабость. Родители прилагают все силы, чтобы вернуть ребенку хорошее настроение. В этой ситуации ласковое слово, любовь и нежность папы и мамы, правильная терапия и здоровая пища помогут малышу справиться с болезнью. И чаще всего родители сталкиваются с трудностями, пытаясь накормить ребенка. Он категорически отказывается от пищи… Что же делать?

   Главное – не впадайте в панику. Организм во время болезни мобилизирует все силы, направляя их на борьбу с недугом. И на переваривание больших объемов пищи их просто не остается. По этой причине, необходимо «прислушиваться» к природе и учитывать желания малыша. Не стоит переживать, если ваше чадо чуть похудеет. Как только дело пойдет на поправку, и аппетит вернется, малыш быстро наверстает упущенное. Как правильно организовать питание ребенка во время болезни? Частое питание небольшими порциями в данном случае будет для малыша самым приемлемым вариантом. Две - три ложечки уже можно считать успехом. Некоторые напитки (например, кефир, овощные и фруктовые соки, молоко с добавлением меда, чай с лимоном и малиной) стимулируют работу пищеварительной системы и повышают аппетит. Пусть малыш, согласно своим предпочтениям и вкусам, выпьет перед едой что-либо из перечисленного.

   При гипертермии, нарушении работы ЖКТ необходимо, чтобы в организм постоянно поступала жидкость. Это поможет быстрее снять симптомы интоксикации. Постоянно предлагайте ребенку питье: морсы, компот из сухофруктов, отвары (овощные, фруктовые).

   При длительном приеме лекарств в кишечнике нарушается микрофлора, вызывая состояние дисбактериоза. Чтобы избежать подобной неприятности, включите в пищевой рацион малыша кисломолочные продукты, которые «не напрягают» ЖКТ и способствуют улучшению в нем микрофлоры. Исключите из меню острые, кислые и соленые продукты, сухари и печенье песочное, которые раздражающе действуют на слизистую оболочку ротовой полости и глотки. Особенно это актуально, если ребенок кашляет и у него воспалено горло. Важно!!!

   Экспериментировать во время болезни, включая в дневной рацион новые продукты, не желательно. Особенно это касается маленьких детей первого года жизни, которым не рекомендуется вводить прикорм, если малютка не здоров.

Продукты, которые обязательно нужно давать малышу во время болезни:

Мясо

   Когда болезнь максимально проявляется, дети обычно отказываются от мясных продуктов. Однако, как только состояние ребенка начинает улучшаться, и у него появляется аппетит, необходимо «возвращать» мясо в рацион. Мясо (говядину, кролика, мясо птицы, кролика), а так же печень, лучше всего давать малышу в отварном виде. Приготовьте паровые котлеты, которые можно падать с отварными овощами, или использовать в качестве гарнира каши.

Блюда из круп

   Каши – основа детского питания. Во время болезни они незаменимы, так как содержат растительные белки, необходимые минералы, витамины из гр. В, железо. Рекомендуется давать малышу полужидкие (или жидкие) гречневую и овсяную каши. Чтобы блюдо было вкуснее, используйте в качестве основы мясной бульон или молоко. А кусочки вареной курицы или фруктов придадут каше немного пикантности, и сделают ее для малыша еще более привлекательной.

Бульон

   Нежирный бульон из курицы «даст» ослабленному организму необходимый набор питательных веществ, а так же восполнит нехватку жидкости.

Молоко и молочные продукты

   Оптимально, если малыш положительно относится к меду. Данный продукт в сочетании с теплым молоком является своеобразной «питательной смесью». Хорошо подойдут так же ряженка, кефир, кисломолочные продукты и творог с низким содержанием жира. Все это быстро и легко усваивается, не требуя от организма дополнительных затрат.

Витамины

   Для поддержания иммунитета и скорейшего выздоровления необходим витамин С, который должен постоянно поступать в организм, так как не обладает способностью депонироваться. Свежие салаты из фруктов и овощей должны быть обязательно в рационе ребенка, так как являются отличным источником вит. С. Цитрусовые стоит давать с осторожностью, небольшими дольками, так как они часто вызывают аллергию. Как только вы заметили, что малыш выздоравливает, не нужно резко увеличивать объем пищи. Делать это стоит постепенно, чтобы не создавать для еще ослабленного организма дополнительной нагрузки. Однако помните: если болезнь вроде бы отступила, а аппетит через 5-7 дней так и «не возвращается» - это повод для обращения за консультацией к педиатру.

свернуть

ПРАШИВАЛИ?  ОТВЕЧАЕМ. Немного о питании ребёнка.

ПРАШИВАЛИ?  ОТВЕЧАЕМ.

Чтобы расти и интенсивно развиваться, детям необходимо постоянно восполнять запасы энергии. Нехватка любых пищевых веществ может вызвать задержку роста, физического и умственного развития, а также нарушение формирования костного скелета и зубов. В особенности это касается детей дошкольного возраста. 

Сегодня много говорится о приобщении детей к здоровому образу жизни, и в частности сбалансированному питанию. Однако изобилие вредной еды в красивых упаковках искушает детей. Можно ли приучить ребенка питаться правильно, игнорируя фастфуд и другой "пищевой мусор"?

Это сложный вопрос из области не только медицины, но и психологии. Безусловно, каждый врач скажет, что чипсы и гамбургеры вредны, а молочные продукты и брокколи полезны. С другой стороны, детям достаточно трудно внушить мысль о пользе несоленой пищи, приготовленных на пару овощей. Почему так изменились пищевые стереотипы? Почему вместо обычной картошки дети предпочитают картофельные чипсы, вместо хлеба – сухарики из пакетика? Несомненно, огромную роль играет реклама, формируя и у ребенка, и у его родителей образ современного чада. Кроме того, срабатывает чувство стадности. Стремление ребенка быть "как все" в большинстве случаев подавляет голос разума.

Родителям стоит помнить, что на формирование вкусовых пристрастий детей влияют в первую очередь гастрономические предпочтения членов семьи, атмосфера в доме и в обществе в целом. Если взрослые, ссылаясь на нехватку времени, питаются "на бегу", заменяя полноценные приемы пищи перекусами, то трудно ожидать от ребенка иного поведения. Между тем недопустимо, чтобы ребенок, скажем, и по выходным обедал в кафе сети фастфуд, и блюда на ужин мама или папа покупали там же, методично вырабатывая у ребенка привычку питаться неправильно. То же самое можно сказать о чипсах, сухариках, орешках и т. д. Эти продукты сами по себе не вредны, ребенок может иногда съесть четверть пачки чипсов. Проблема в том, что он к ним привыкает и вместо того, чтобы выпить стакан молока, съесть котлету или мясо, рыбу, картофель с овощами, перекусывает чипсами, нарушая аппетит. Чипсы достаточно калорийны, за счет чего подавляют активность пищевого центра, и ребенок не хочет есть основное блюдо. Именно в этом и заключается вредность так называемой мусорной еды.

Следует разъяснять детям, почему полезны те или иные продукты, что они дают организму и какой вред может причинить систематическое употребление еды "фаст-фуд".

В последнее время сухие завтраки прочно вошли в нашу жизнь. Реклама обещает не только быстрое насыщение, но и обеспечение организма ребенка необходимыми витаминами. Так ли это? Являются ли готовые завтраки полноценным питанием? Или мамина каша полезнее?

На мой взгляд, готовые завтраки (шарики, хлопья, мюсли) – это лучше, чем ничего, но хуже, чем завтрак из традиционных продуктов питания. По пищевой ценности эти продукты не уступают, а превосходят каши, поскольку оптимально сочетают в себе белки, жиры, углеводы, волокна, витамины, минералы; содержат все необходимые микронутриенты. Ничего страшного, если один-два раза в неделю мама для разно­образия покормит ребенка сухим завтраком, разведя его молоком или соком. Но при этом следует исключить употребление сухих завтраков всухомятку.

С точки зрения физиологии пищеварения традиционная каша полезнее, поскольку ее переваривание и всасывание требует эволюционно закрепленных, ферментативных подходов.

А как же каши быстрого приготовления? Варить их быстрее и удобнее по сравнению с классическими, вот только равноценна ли такая замена?

Любая каша полезна благодаря содержанию основных пищевых веществ, углеводов, растительного белка, определенного количества жира, витаминов, минеральных солей. Во всем мире злаковые и зерновые продукты используются в том или ином виде. Что касается каш быстрого приготовления, то по пищевой ценности они не уступают классическим, а по вкусовым иногда даже превосходят. Пожалуй, единственный недостаток заключается в том, что они в меньшей степени тренируют пищеварительную систему, поэтому употреблять их каждый день не советую. Оптимальный вариант – 2–3 раза в неделю.

Многие родители считают, что чем больше мясных продуктов в рационе ребенка, тем крепче он вырастет. Сколько мяса должны съедать дети 1–6 лет?

Для полноценного развития дошкольника его рацион должен быть сбалансирован по содержанию белков, жиров, углеводов, поэтому делать ставку на большое употребление мяса не стоит. Всем известно, что мясо – источник белка. В зависимости от возраста дошкольникам достаточно в среднем 50–80 граммов мяса в день, то есть одной котлеты, съеденной за обедом. Ужин должен быть более легким, включающим творог, молочнокислые продукты или рыбное блюдо: суфле, котлетки, фрикадельки.

Многие дети отказываются от мяса – например, домашних котлет, а вот сосиски и сардельки готовы есть трижды в день. Почему у детей такая любовь к этим продуктам?

Дети любят крайние вкусовые ощущения – сладкое и соленое, с удовольствием ели бы селедку и заедали пирожным или шоколадкой. Сосиски мягкие, соленые, их не надо жевать – вот что подкупает детей. Сегодня предлагаются специальные детские сосиски, которые содержат меньше нитритов, соли и жира. На мой взгляд, их допустимо включать в рацион дошколь­ников, но не чаще чем один-два раза в неделю.

Многие родители придерживаются модных течений в питании, таких как, например, вегетарианство, и приучают к этому детей. Допустимы ли в детском возрасте ограничения в употреблении основных групп продуктов? Как скоррек­тировать меню ребенка-вегета­риан­ца, чтобы не причинить вред организму?

Полноценное питание возможно без мяса, но такой подход требует правильного сочетания продуктов. Не советую родителям подвергать детей жесткому вегетарианству. Если из рациона семьи по каким-либо причинам (религиозным, идейным) исключены мясные, молочные продукты, яйца, то ребенка не стоит ограничивать в употреблении столь важных групп продуктов. Идеальным вариантом в таком случае будет молочно-яично-растительное вегетарианство, при котором растительная пища соче­тается с молочными продуктами и яйцами. Тем самым организм ребенка обеспечивается жизненно необходимыми питательными веществами: высокоценными белками, кальцием, железом, витаминами В12, D и многими другими.

После года, когда ребенок ест достаточно твердую пищу, увеличивается его потребность в жидкости. Существуют ли нормы, сколько жидкости дети дошкольного возраста должны выпивать в сутки?

В среднем дошкольнику достаточно полутора литров жидкости в сутки, с учетом соков, чая и супов. Этот объем рекомендован при сбалансированном питании, когда рацион не перегружен жирной или соленой пищей. В любом случае недопустимо, чтобы ребенок долгое время испытывал жажду. Поэтому рекомендуется оснащать детские учреждения кулерами или питьевыми фонтанчиками.

Большинство детей предпочитают сладкие газированные напитки. К сожалению, родители зачастую идут на поводу у пристрастий малышей. Как часто и в каком количестве можно предлагать ребенку такие напитки?

Газированные напитки в большом количестве не полезны не только детям, но и взрослым, на этом настаивают гастроэнтерологи, диетологи, стоматологи и врачи других специальностей.

По моему убеждению, до 5–7 лет ребенку нельзя предлагать газированную воду. Детей старшего возраста можно изредка побаловать сладким напитком, предварительно выпустив большую часть газов. И конечно же стоит доказывать на собственном примере, что полезнее сок или обычная бутилированная вода, нежели модные шипучие напитки.

Что касается организованного питания, то санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для дошкольных организаций запрещают использование газированных напитков в питании детей.

Современные технологии позволяют получать молоко с длительным сроком хранения, которое в закрытой упаковке не портится даже при комнатной температуре в течение полугода. Многих родителей интересует вопрос, не вредно ли такое молоко детям-дошкольникам?

Спешу успокоить тех, кто сомневается в полезности такого молока. В него ничего не добавляется, чтобы продлить срок хранения. Это обычное молоко нормальной жирности. Все дело в технологии и упаковочных материалах. Наука в этом отношении шагнула далеко вперед. Прежде всего в области обеззараживания и расфасовывания молока, в создании водо- и газонепроницаемой упаковки. Все это и обеспечивает возможность длительного хранения продукта, что проверено в ходе специальных исследований. Так что можно употреблять в пищу молоко со сроками хранения до полугода: полезных свойств продукт не утрачивает.

Дошкольные учреждения зачастую сталкиваются с проблемой плохого аппетита у детей. Родители также часто жалуются на это. В чем причина и что делать, если ребенок отказывается есть?

Прежде всего не паниковать. Как показывает опыт, родители нередко преувеличивают и драматизируют ситуацию. Вероятно, ребенок просто не проголодался к определенному времени или не хочет есть блюда, на которых настаивают родители. Ведь, согласитесь, чаще всего идет речь именно об этом. Здоровый ребенок не может не есть. Даже если он не отличается отменным аппетитом, в течение дня он наберет необходимое для своей полноценной деятельности количество белков, жиров и углеводов. Принуждать ребенка нельзя, но уговаривать надо. Если дошкольник отказывается от какого-то блюда, то, вероятно, он его просто не распробовал. Предложите в другой раз. Не забывайте, что вкусовые пристрастия и культура питания формируются постепенно.

Если же речь идет о том, что ребенок отказывается от пищи вовсе, то это действительно серьезная проблема, требующая срочного вмешательства врачей, в том числе и психолога.

А если в семье противоположная ситуация – у ребенка, склонного к полноте, хороший аппетит? Что вы рекомендуете в подобных случаях?

Дети склонны к образованию жирового запаса, что проявляется наиболее часто, когда они с раннего детства получают нерациональное обильное питание. Для профилактики полноты важно правильно распределять суточный пищевой рацион ребенка. Но во многих семьях укоренилась традиция наиболее вкусную и питательную еду готовить к вечеру. В эти часы дети едят больше, чем утром, в то время как процессы сгорания жира и использования энергии происходят в основном днем. К полноте может приводить и постоянное включение в меню таких продуктов и блюд, как макаронные изделия, жирное мясо, сметана, сдобная выпечка, различные сладости. Профилактику ожирения следует осуществлять с раннего детства. Рациональное питание должно исключать и голод, и пере­едание. Для снижения аппетита полных детей следует кормить 6–7 раз в сутки, чтобы перерывы между едой составляли не более 2,5–3 часов, при этом необходимо соблюдать показанный по возрасту суточный и разовый прием пищи. Чтобы ребенок не ощущал голода, можно предложить ему большую порцию низкокалорийной пищи. Некоторые виды продуктов обладают способностью разбухать в желудке, что при медленной еде быстро вызывает чувство насыщения.

Рациональное питание полных детей предусматривает снижение калорийности суточного рациона, в котором увеличивается доля овощных салатов и гарниров, белковых блюд из нежирного мяса, птицы, рыбы, нежирного творога. Молоко лучше заменять кефиром. Потребление сметаны, жирных сыров, а также круп и макаронных изделий следует ограничивать. Из первых блюд предпочтение нужно отдавать овощным (вегетарианским щам, борщу, овощным супам, супу-крему, супу-пюре, свекольнику и т. д.). Можно приготовить молочный суп с небольшим количеством гречневой, овсяной или перловой крупы. Завтрак и ужин полных детей должны состоять из овощей, приготовленных различными кулинарными способами. Особенно хороши в подобной ситуации баклажаны, зеленый салат, огурцы, помидоры и капуста. Употребление картофеля желательно ограничивать. Давать его лучше вареным либо запеченным, но не в жареном виде или пюре.

В рацион полных детей рекомендуется также включать морские продукты (кальмары, креветки, гребешки и капусту), которые богаты минеральными веществами, содержат мало углеводов и жиров. Каши, мучные изделия и сладости необходимо резко ограничить. По рекомендации врача половину суточного рациона сахара (25–30 г) можно заменить ксилитом или сорбитом. Категорически запрещаются мороженое, торты, шоколад, лимонад и сдоба. Не рекомендуются консервированные фрукты и соки, в которых много сахара, острые приправы, маринады, повышающие секрецию пищеварительных соков и усиливающие аппетит. Ужинать полные дети должны не позднее 19 часов. Если ребенок не может уснуть из-за чувства голода, стоит предложить ему кефир, ацидофилин или простоквашу либо дать яблоко, морковь.

И в заключение нашего разговора, как бы Вы сформулировали основные принципы питания дошкольников?

Принципы питания остаются неизменными на протяжении всей жизни человека.

Во-первых, оно должно быть разнообразным. Независимо от вкусовых пристрастий ребенка, его нельзя кормить на протяжении нескольких дней однообразной пищей. Необходимо предлагать новые вкусы и блюда, удовлетворяя потребность в основных пищевых веществах, витаминах, микроэлементах и формируя тем самым правильный стереотип питания.

Во-вторых, пища должна быть безопасной. В домашних условиях должны соблюдаться все правила хранения и приготовления блюд. При покупке продуктов необходимо обращать внимание на срок годности и целостность упаковки.

В-третьих, нужно обеспечить высокие вкусовые качества приготовленных блюд. При этом еда для ребенка не должна быть избыточно соленой, сладкой или терпкой. Не стоит исключать сахар, соль при приготовлении пищи, иначе дети откажутся есть, но лучше все же немного недосаливать. Со временем ребенок привыкнет к такой пище, что поможет сохранить ему здоровье во взрослой жизни. Из специй лучше использовать лавровый лист, душистый перец в небольших количествах.

В-четвертых, пища должна химически "щадить" ребенка. Жареное не рекомендуется детям до 6 лет, но я бы расширил эти границы до 11 лет.

В-пятых, для сбалансированного и полноценного питания необходимо ежедневно включать в детский рацион молочные продукты, фрукты и овощи.

В-шестых, соблюдать режим питания. Перерыв между приемами пищи должен составлять не более 3–4 часов и не менее полутора часов.

При соблюдении этих простых правил родители помогут своему ребенку вырасти здоровым, счастливым и научат правильно относиться к еде как основному источнику энергии для жизнедеятельности и хорошего настроения.

свернуть

Правила поведения за столом!

ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания и отражение ее в образовательном процессе. Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости, гарантия от появления различных недугов. Поэтому в плане работы дошкольного учреждения вопрос о правильном питании занимает одно из важнейших мест. Известно, что дошкольный возраст сопровождается интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций многих органов и систем, что требует достаточного поступления качественных пищевых веществ. Кроме того, модель пищевого поведения также формируется в дошкольном возрасте.

Большинство детей посещают детский сад. В данном учреждении дети должны не только получать четырехразовое питание, соответствующее возрасту, но и формировать представления о культуре питания, о его значимости для здоровья человека.

В Беларуси существует определенная нормативная база, регулирующая производство, ввод и оборот пищевой продукции детских учреждениях.

(Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования» глава 11. «Требования к организации питания воспитанников учреждения дошкольного образования», выписка из Кодекса Республики Беларусь об образовании Статья 40. «Обеспечение питанием»)

Формирование культуры питания у воспитанников может быть реализовано через три основных направления:

  1. Формирование представлений о:

значении правильного питания для работы всего организма и отдельных внутренних органов.

роли пищевых веществ для нормальной работы и развития каждого живого организма.

полезности различных продуктов и блюд.

  1. Воспитание культуры поведения за столом.
  2. Соблюдение гигиенических требований.

Прием пищи должен проходить в хорошо проветриваемой, чистой комнате. Столы расставлены так, чтобы детям было удобно садиться и вставать из- за стола. За столом каждый ребенок имеет свое постоянное место.

Чего не следует допускать во время еды

◊Громких разговоров и звучания музыки.

◊Понуканий, поторапливания ребенка.

◊Насильного кормления или докармливания.

◊Осуждения малыша за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов.

◊Неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд.

После окончания еды малыша нужно научить полоскать рот.

Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Известно, что поддерживать беседу – это мастерство, научиться которому непросто. Главное – разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными. Например, можно поговорить о продуктах, из которых приготовлен обед, или о том, что из еды больше всего детям нравится, и т. д. При этом пожелание “Приятного аппетита” – обязательно!

Группа раннего возраста

Сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала у малышей пусть неосознанное желание быть аккуратными. На столах — скатерти, а лучше под каждый столовый прибор — салфетку, чистую, нарядную на вид. Эстетическое оформление стола — цветы, и, конечно, гигиенические салфетки. Красиво и правильно разложенные столовые приборы (ложки, вилки), порционированный хлеб в хлебнице.

Для каждого ребёнка должна быть приготовлена салфетка. Малыш сам расправляет и заправляет её, пользуется ею после еды. Благодаря этому мы сразу решаем несколько задач:

-знакомим с правилами поведения за столом,

-развиваем мускулатуру рук, особенно кисти,

-«настраиваем» организм на еду,

-побуждаем малыша к аккуратности.

Пользуясь салфеткой, ребёнок усваивает, что надо есть аккуратно, из-за стола встать с чистыми руками и лицом, а значит, экономится одна процедура мытья рук и лица.

Полоскание рта процедура новая и не такая уж и лёгкая, и педагог должен принимать в ней участие, показывая и рассказывая малышам, что и как нужно делать.

II младшая группа

Достигнув трёхлетнего возраста дети уже умеют и знают. Знают:

-наименования и назначение основных столовых приборов, блюд;

-элементы сервировки стола;

-отчасти, как подготовиться к еде (вымыть руки, привести себя в порядок), --что сделать после еды (поблагодарить прополоскать рот)

Умеют:

-пользоваться ложками и вилкой;

-пить из чашки, есть с тарелок;

-откусывать, жевать;

-пользоваться салфеткой;

-прилагать старания, чтобы быть аккуратными.

Но детям ещё трудно:

-не набирать в рот много пищи;

-не отвлекаться, не разговаривать во время пережёвывания и глотания пищи;

-пользоваться ножом;

-спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо;

-есть всё по порядку;

-самостоятельно полностью готовиться к еде и выполнять после неё все -требуемые процедуры.

К четырём годам ребёнок может:

-сервировать стол, используя салфетки, столовые приборы (ложки, вилки, ножи), тарелки, хлебницу;

-пользоваться ножом, десертной ложкой, вилкой;

-есть фрукты, мягкую и плотную пищу, десерт;

-ориентироваться в том, куда кладут оставшиеся косточки от ягод, фантики ---от конфет, использованные салфетки, столовые приборы;

-правильно брать еду с тарелок и ртом с приборов, хорошо, тихо, равномерно -глотать, прилагать старания к тому, чтобы правильно сидеть за столом (ложка идёт ко рту, а не голова к тарелке; локти не отведены в стороны, а находятся возле туловища);

-хорошо полоскать рот после еды;

-помогать взрослому в уборке посуды со стола;

-садится за стол с вымытыми руками, причёсанным и опрятным, не шуметь;

-если во время еды возникает необходимость в посещении туалета, -справляться самостоятельно и просить помощи у взрослого;

-перед едой и после неё не бегать и прыгать, а заниматься спокойной игрой.

Помните!

Дети в этом возрасте очень внимательны, они всё видят и слышат. следите за своими репликами о пище; предупредите и родителей. О пище можно говорить только хорошо. Во время еды всё должно быть сосредоточено на этом процессе, для ребёнка это довольно-таки сложное дело.

Не забывайте!

Хвалить детей (каждого в отдельности и всех вместе) за аккуратность, неторопливость, культурные навыки, дружелюбное спокойное общение во время еды.

Не фиксируйте!

Во время еды внимание детей на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья), но запоминайте, что у кого не получается, чтобы потом в качестве опережающего задать ему правильный алгоритм действий.

Средняя группа

У малыша на пятом году жизни меняется отношение к еде: его интересует не только, что он ест, но и как выглядит пища, как она подана, сколько её, насколько она ароматна и т.д.; он весьма чётко прислушиваться не только к разговорам взрослых о тех или иных блюдах, но и к мнению своих сверстников, поэтому никогда, не позволяйте себе выражать вслух негативное отношение к продуктам питания:

-постарайтесь каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребёнком пользу (или её отсутствие) того или иного блюда, продукта. Эти рассказы должны быть краткими, простыми, яркими, например: «Сегодня мы узнали, как вы подросли, а ведь это молоко (кефир, творог, рыба) помогло вам»; «На занятии по физкультуре вы бегали очень быстро- это всё овсяная каша, которую вы съели на завтрак»; «Съедим салат из свёклы, и ваши щёчки будут красивыми, румяными» и т.д.;

-ребёнка нельзя заставлять есть. Предлагая ребёнку еду, учитывайте его аппетит: детям, едят медленно, неохотно, второе блюдо на тарелке лучше делить как бы на несколько порций- зрительно это уменьшает объём пищи и помогает её есть;

-комментируйте вслух успехи детей, а о промахах, неумении говорите каждому потихоньку, но настойчиво;

-по-прежнему технологию принятия пищи педагог проговаривает вслух, напоминая, что чем едят, как пищу берут с тарелки, а как со столовых приборов. Обращайте своё внимание на то, как дети держат чашку. В этом возрасте они могут делать это правильно- за ручку. Обращайте внимание на темпы еды и тщательное пережевывание пищи — только овладение этими двумя навыками питания поможет и сохранить зубы и уберечь желудок от многих заболеваний.

Старшая группа

Стол накрывают индивидуальными хлопчатобумажными салфетками. Посуда соответствует возрасту, она одинакова по форме и рисунку. Столовые приборы кладут с той стороны, с какой их нужно брать: вилка находиться с левой стороны в том случае, если есть нож, если ножа нет вилка - справа. Нарезанный хлеб выкладывают в хлебницы, которые ставят на каждый стол. Бумажные салфетки, в салфетницах, расставляют на столы. Если на третье подается компот, то его подают в чашках с блюдцами и чайными ложечками.

Сервировка.

  • Дежурные ставят тарелки строго напротив стульев и на расстоянии 2 см от края стола.
  • Ровно, параллельно раскладывают ножи - лезвием к тарелке, ложки носиком вверх. Вилки зубами вверх.
  • Соблюдают расстояние между приборами 0,5 см.
  • Чашки с чаем и компотом подаются только на блюдце и с ложкой, причем ручки чашек повернуты влево, а ложечек, находящихся на блюдце - вправо!
  • Всегда на столах имеются салфетки.
  • Соблюдается последовательность сервировки.

 

Правила поведения за столом

  • Мальчики подают стул девочкам со словами "прошу садиться" или "пожалуйста".
  • Дети правильно держат вилку, знают, когда следует держать ее, как ложку
  • Правильно держат ложку.
  • Умеют пользоваться ножом.
  • Не стучат столовыми приборами о тарелку, чашку.
  • Не едят с целого куска.
  • Не выбирают кусок на тарелке.
  • Рыбу, котлету, запеканку, рулеты едят с помощью вилки, без ножа.
  • Не вылизывают тарелку, не выливают в ложку, не пьют из тарелки.
  • Суп сначала пробуют, а потом едят, набирая 1/3 ложки, направляя в рот боковой частью.
  • При доедании супа тарелку наклоняют от себя.
  • Не запрокидывают голову во время питья компота.
  • Не наклоняются низко над тарелкой.
  • Пережевывают пищу с закрытым ртом.
  • Не чавкают.
  • Умеют пользоваться салфеткой, не вытирают рот, а прикладывают ко рту.
  • Использованную салфетку кладут справа под бортик тарелки.
  • Использованные столовые приборы: ножи, вилки, ложки, кладут на тарелки параллельно ручками влево, причем вилку выпуклостью вверх.
  • Благодарят после еды и убирают посуду.
  • При временном прекращении еды кладут столовые приборы на бортик.

 

Список литературы

  • Алексеева, А. С. Организация питания детей в дошкольном учреждении [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / А. С. Алексеева, Л. В. Дружинина, К. Ладодо. – М. : Просвещение, 1990. – 210 с.
  • Алексеева, Р. Г. Особенности формирования основ правильного питания в дошкольном возрасте
  • http://www.moi-dru/konsultac621.html. ..
  • Маталыгина, О. А. Все о питании детей дошкольного возраста . – М. : Фолиант, 2009. – 272 с.
свернуть

Роль рационального питания в жизни человека

Роль рационального питания в жизни человека

 Проблемы здоровья подрастающего поколения в настоящее время находятся в сфере первостепенных интересов государства. В Республике Беларусь воспитание здорового образа жизни является важнейшей составной частью идеологической и воспитательной работы с детьми.

Охрана здоровья детей – приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Профилактика же детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение.

Согласно определению Всемирной организации здравохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов. Понятие «благополучие» затрагивает все стороны жизни человека. Человек находится в состоянии полного благополучия, когда гармонично сочетаются физические, психические (интеллектуальные), социальные, духовные, эмоциональные составляющие его жизни. В качестве непременного условия в критерии здоровья входит возможность полноценно, активно, без всяких ограничений заниматься трудовой и общественно полезной деятельностью.

Здоровье представляет реальную предпосылку для удовлетворения индивидуальных и общественных материальных и духовных потребностей, т. е. является социальной ценностью. Сохранение и укрепление здоровья – одна из основных задач государства, ибо у нездоровой нации нет будущего.

Однако важно отметить, что установка на здоровье и соответственно здоровый образ жизни не появляется у человека сама по себе, а формируется в результате определенного педагогического воздействия. В настоящее время в контексте теории и практики социально-педагогической работы огромное внимание уделяется как просветительной, так и профилактической деятельности, направленной на развитие осознанного отношения растущего человека к собственному здоровью.

В последние годы отмечается ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения. В Республике Беларусь у 50-55% дошкольников отмечены различные отклонения в состоянии здоровья, а у более 80% дошкольников, наблюдаются хронические заболевания (вегетативно-сосудистая дистония, близорукость, нарушения эндокринных функций из-за недостатка йода, заболевания опорно-двигательного аппарата, заболевания желудочно – кишечного тракта и др.).

Рациональное питание является одним из основных факторов внешней среды, определяющей нормальное развитие и хорошее здоровье ребенка. Важнейшим условием рационального питания является правильное сочетание всех пищевых веществ в суточном рационе ребенка. Следует отметить нерациональность питания детей и подростков: употребление белков составляет лишь половину необходимого количества, а витаминов и минеральных веществ – еще меньше. В связи с преобладанием углеводного питания у 12-14% до школьников наблюдается дефицит массы тела.

Факторы сложившегося неблагополучия различны: генетические, экологические, социально-экономические, педагогические и др., а это значит, насущной необходимостью является убедительная мотивация и качественная пропагандистская работа, направленная на осмысление населением понятия «здоровье», как первоочередной основополагающей жизненной ценности, и формирование поведения, способствующего его сохранению и укреплению.

Данная проблема является предметом профессионального интереса специалистов, работающих не только в области медицины, но и в области психологии, педагогики, других социальных наук.

Между тем, к сожалению, все еще отмечается разобщенность и непонимание собственных задач в рамках общей для них проблемы среди врачей и педагогов, которые все еще пока не готовы к совместным действиям, к выработке интегративного знания в области здорового образа жизни. Сегодня все большее число специалистов говорят о необходимости возрождения отечественной культуры здоровья как части общечеловеческой культуры.

свернуть

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

  • Здоровое питание… Что входит в это понятие? Два основных требования: сбалансированность и рациональность.
  • Питание должно быть сбалансированным. Для здоровья важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4. 
  • Современная модель рационального питания имеет вид пирамиды: продукты в ней располагаются от основания к вершине по мере убывания их полезности.

 

 

  •  
  • Первый этаж пирамиды: хлебопродукты и картофель.
  • Это самая многочисленная по дневным порциям группа продуктов. Половину продуктов этой группы следует употребить в виде ржаного хлеба (100–150 г), четверть в виде картофеля (100–150 г) и четверть в виде других хлебопродуктов, таких как каши из зерновых, рис, макароны, гречка и т. д.
  • Второй этаж: фрукты-овощи и ягоды.
  • По количеству содержащихся в них волокнистых веществ фрукты и овощи стоят на втором месте после хлебобулочных изделий. В день желательно съедать не менее 5 порций фруктов и овощей: две порции фруктов и три порции овощей. Одна порция – это около 100 г свежих, вареных или тушеных фруктов или овощей в качестве самостоятельного блюда или в составе другого блюда.  При таком количестве вероятно, что организм получит необходимое количество витаминов и минеральных веществ, а также фитоактивных веществ. Чем разнообразнее и разноцветнее фрукты и овощи, тем лучше. Предпочтение следует отдавать неконсервированным фруктам и овощам. В качестве одной порции в день можно выпить 150–200 г сока или нектара. Следует помнить и то, что в соответствии с диетологическими рекомендациями в группу фруктов и овощей не входят картофель и соковые напитки. И хотя один кусок или столовая ложка фруктов и овощей – это еще не порция, это в любом случае лучше, чем ничего.
  • Третий этаж: белковая пища - молоко и молочные продукты, мясо–рыба–курица–яйцо.
  • Среди молочных продуктов предпочтение следует отдавать изделиям с низким содержанием жира. Ежедневно следует употреблять около двух стаканов жидких молочных продуктов, кроме этого еще йогурт, творог или домашний сыр, реже – сметану или сливки. Желательно избегать употребления продуктов, содержащих гидрогенизированные растительные жиры, таких как растительные аналоги сметаны и сыра.  Из пищевой группы мясо–рыба–курица–яйцо следует предпочитать рыбу, нежирное мясо и нежирные мясные продукты. А вот сосиски, сардельки, вареные колбасы сюда не входят - мясо в них не так много, а вот жира, калорий, пищевых добавок - предостаточно! Их логичнее переместить на следующую ступеньку пирамиды. Обратите внимание: ограничивайте поступление продуктов, содержащих много животных жиров, как источника скрытого жира (мороженое, сыры, жирные соусы, майонез). Как молочных, так и мясных продуктов следует потребить 2-3 порций в день. 
  • Четвертый этаж:добавляемые пищевые жиры, орехи и семена.
  • Этот этаж показывает, что с потреблением жиров надо быть осторожным. Среди добавляемых пищевых жиров следует увеличить употребление растительного масла и избегать потребления твердых маргаринов, а также майонезов. В день желательно есть 3-4 порции добавляемых жиров, орехов или семян. 1 порция – это около 1 чайной ложки жира. 
  • Верхушка пирамиды: мед, варенье, сладости, сладкие прохладительные и соковые напитки.
  • Верхушка пирамиды показывает, что от сладостей не надо отказываться, но следует ограничиться 2-3 порциями в день. 1 порция – это примерно 2 чайные ложки сахара, меда, варенья, 1 печенье, несколько конфет, половина маленького мороженого (25 г или 50 мл) или 100 мл прохладительного или сокового напитка. 
  •  

 

 

 

 

свернуть

Примерное меню выходного дня  для детей дошкольного возраста.

Примерное меню выходного дня

 для детей дошкольного возраста

Суббота

 

 №     

Наименование   блюд        

Вес порции, г. зависит

от возраста и особенностей ребенка

1

2

3

4

Завтрак

 Салат из свежих овощей с сыром и маслом  растительным нерафинированным;

 Плов фруктовый (с изюмом, черносливом,  курагой);

 Кофейный напиток со сливками или  молоком;

 Хлеб ржаной, пшеничный.

40-50

150-200

150-200

20-40

1

2

3

Завтрак 2

 Сок;

 Булочка;

 Фрукты, ягоды.

150-200

30-60

80-100

1

2

3

4

5

6

Обед

 Салат овощной со свеклой и маслом растительным  нерафинированным;

 Щи со свежей капустой с говядиной со сметаной;

 Биточки из говядины паровые;

 Пюре картофельно-морковное;

 Компот из свежих фруктов;

 Хлеб ржаной, пшеничный.

40-50

200/10/15

50-80

130-150

150-200

30-60

1

2

Полдник

 Йогурт, сухарики;

 Фрукты, ягоды.

100/30

60-100

1

2

3

4

5

Ужин

 Зразы рыбные с яйцом рубленые паровые (рыба  тресковой породы);

 Каша гречневая вязкая;

 Кефир или ряженка и др. кисломолочные  продукты;

 Хлеб пшеничный.

60-80

130-150

150-200

20-40

Воскресенье

 

 №     

                       Наименование   блюд        

  Вес порции, г. зависит

        от возраста и    особенностей ребенка

 1

 2

 3

 4

                                     Завтрак

 Салат из свежих овощей  и маслом  растительным  нерафинированным;

 Вареники ленивые с протертыми свежими ягодами;

 Чай с лимоном и медом;

 Хлеб ржаной, пшеничный.

              40-50

             150/50

       150/5/10-200/7/10

              20-40

 1

 2

 3

                           Завтрак 2

 Сок;

 Ватрушка с повидлом;

 Фрукты, ягоды.

              150-200

                40-60

                  100

 1

 2

 3

 4

 5

 6

                                  Обед

 Салат из сыра и моркови  с растительным маслом;

 Суп овощной с птицей;

 Филе птицы тушеное в молочном  соусе;

 Пюре из тыквы или кабачки  запеченные;

 Кисель ягодный или морс (клюква,  брусника и  др.);

 Хлеб ржаной, пшеничный.

                    40-50

                   200/15

               50/30-60/40

                   130-150

                   150-200

                    30-60

 1

 2

                                Полдник

 Молоко или кисломолочный напиток;

 Мусс плодово-ягодный с сиропом.

               150-200

                 80-100

 1

 2

 3

 4

 5

                                  Ужин

 Рыба тушеная с овощами в сметане;

 Кортофельное пюре с цветной  капустой;

 Какао с молоком;

 Хлеб ржаной,пшеничный.

               60/40-70/50

                  100-150

                   150-200

                    20-30

 

 

свернуть

О сервировке стола и подаче блюд

   Покрывать стол рекомендуется чистой, хорошо выглаженной скатертью или использовать салфетки под каждый прибор. Набор столовых приборов (ложки, вилки, ножи) применяются в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.

            Для хлеба следует использовать хлебницу или мелкую тарелку.

            Столовые приборы располагаются так: слева от тарелки кладут зубцами кверху вилку, справа лезвием к ней – нож и рядом с ним – столовую ложку. Десертный прибор кладут перед тарелкой.

            Обязательным является наличие индивидуальных салфеток – льняных или бумажных. Сервировка столов начинается, когда дети занимаются гигиеническими процедурами, заканчивается – к моменту готовности первого ребенка приступить к еде.  Любой прием пищи начинать с овощного салата. Это блюдо стоит на столе к моменту готовности детей перед приемом пищи.

            Первое и второе блюдо каждому ребенку необходимо раздавать персонально. Желательно использовать сервировочные тележки, на которых должна быть подготовлена столовая посуда и первое блюдо. Смену блюд необходимо производить после того, как ребенок съест предыдущее блюдо.

            Подачу каждого блюда необходимо сопровождать сообщением о том, как надо правильно есть, в чем его основная польза, кто его любит и т.д.; выражать уверенность, что все дети с ним хорошо справятся; оценивать результат.

 

Источник: Руководство № 11-14-1-2000 «Организация рационального питания детей в детских дошкольных учреждениях», утвержденного Главным государственным санитарным врачом РБ 25.04.2000. Раздел 4 «Выдача готовой пищи».

 

свернуть

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Питание воспитанников в учреждениях дошкольного образования организуется на основе примерных двухнедельных рационов, разработанных технологами территориального органа управления образованием и утвержденных руководителем учреждения дошкольного образования.

Меню составляются отдельно для детей от 1 года до 3-х лет и от 3 до 7 лет.

Примерные двухнедельные рационы (перспективные меню) разрабатываются на основании норм потребления пищевых веществ и энергии для детей, установленных Санитарными нормами и правилами к потреблению пищевых веществ и энергии для различных групп населения Республики Беларусь с учетом:

норм питания;

сезонности (они существуют в 2 вариантах: лето-осень, зима-весна);

рекомендуемого объема (массы) блюд, утвержденных в установленном порядке сборников рецептур блюд для воспитанников раннего и дошкольного возраста.

При разработке примерных двухнедельных и дневных рационов учитываются основные требования и принципы детской диететики:

прием пищи в течение дня организуется через каждые 3,5 - 4 часа;

распределение калорийности суточного рациона по отдельным приемам пищи при 4-разовом питании (12-часовой режим пребывания) составляет на завтрак – 20 - 25% от общей калорийности суточного рациона, обед – 30 - 35%, полдник – 10 - 15%, ужин – 20 - 25%, домашний ужин – 15%;

питание воспитанников щадящее по химическому составу: не используются острые приправы (хрен, перец, горчица, уксус и пищевые продукты с их использованием), соки и напитки в виде сухих концентратов;

питание щадящее по способам приготовления и предусматривает преимущественно варение, тушение, приготовление на пару, а также запекание;

в рационы не включаются одноименные блюда и гарниры в течение одного дня, а также в течение двух дней подряд;

колбасы и сосиски вареные используются высшего и первого сортов и не чаще 1 - 2 раза в неделю;

используется нежирное мясо: говядина первой категории (мякоть лопатки или тазобедренной части) или телятина, свинина мясная, цыплята-бройлеры, куры или индейка потрошеные первого сорта (мякоть);

для приготовления блюд используется йодированная соль;

такие пищевые продукты, как молоко и кисломолочные напитки, масло растительное и коровье, сахар, мясо (птица), хлеб, крупа, овощи, свежие фрукты или соки (нектары) входят в рацион ежедневно (с отклонением +/-10% от установленных норм питания), другие пищевые продукты (рыба, яйца, сыр, творог, сметана) - 2 - 3 раза в неделю. При этом установленные нормы питания по итогам месяца должны быть выполнены, отклонения допускаются на +/-10% при условии соблюдения норм потребления пищевых веществ и энергии для детей;

пища готовится на каждый прием пищи, не ранее, чем за 2 часа до подачи в группы.

В меню-раскладках перечисляются все блюда дневного рациона, указан их теоретический выход и расход продуктов, используемых для приготовления каждого блюда. При этом указывается расход продукта на одного ребенка и на всех присутствующих детей. Меню-раскладка составляется на следующий день по количеству присутствующих на сегодняшний день с учетом прогноза посещаемости. При изменении количества присутствующих детей в 8.00 следующего дня на 3 и более детей производится перерасчет расхода продуктов. Именно с этим связана наша настоятельная просьба не опаздывать, предупреждать воспитателя об опоздании; если по какой-то причине планируется отсутствие ребенка в саду-тоже желательно предупредить воспитателя. Отсутствие своевременной точной информации о количестве детей задерживает выдачу продуктов на пищеблоке, а соответственно и завтрак, который у детей по расписанию в 8.30

Еще один актуальный вопрос: кормить ли ребенка вечером после сада и чем? Подход должен быть индивидуальным, но напомню, что питание в детском саду покрывает примерно 85% дневного рациона. На ужин желательно давать продукты и блюда, которые ребенок не получал в детском саду в течение дня. В выходные и праздничные дни его питание целесообразно строить, ориентируясь на принципы детской диететики, перечисленные выше. Особенно важно не перекармливать детей. Утром до отправления в детский сад ребенка желательно не кормить и тем более не баловать сладостями. В противном случае ваш ребенок проигнорирует завтраки в результате останется голодным до обеда.

И самое главное, помните, что все привычки и пристрастия, в том числе и пищевые, формируются в детстве, и для того, чтобы их изменить, может понадобиться не только фантастическая сила воли, но и вся оставшаяся жизнь.

Кушайте на здоровье!

 

свернуть
поделиться в: