Информация для родителей

Детская шалость с огнем или ребенок один дома.

Детская шалость с огнем или ребенок один дома.

 

Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе его  воспитания. Перед всеми родителями рано или поздно встает вопрос, с какого возраста можно оставлять ребенка дома одного. Здесь однозначно можно сказать, что дети дошкольного и  должны находиться под присмотром взрослых.    

Дети, особенно в возрасте до 7 лет, проявляют непосредственный интерес к окружающим их предметам,  в частности к электроприборам, видеотехнике и т.д. Они не осознают к чему можно прикасаться, а к чему – опасно для жизни, с чем можно играть, а с чем нет. Чаще всего дети получают травмы в силу своей любознательности, подвижности, чрезмерной самоуверенности, недостатка жизненного опыта, эмоциональной неуравновешенности.

Ребенок пошел в школу. Его начинают приучать к самостоятельности. Ведь не у всех есть бабушки-дедушки, старшие братья-сестры. И тогда, родители вынуждены  оставлять ребенка дома одного на какое-то время. А это вовсе не означает, что ему ничто не угрожает. Уберите колющие, режущие предметы, которыми может пораниться ребенок, спички и зажигалки, лекарства и средства бытовой химии храните в недоступных для детей местах.

Дети начинают разбираться в цифрах гораздо раньше, чем в буквах, поэтому расскажите ребенку, куда ему обращаться в случае опасности. Напишите на бумаге четыре основных телефона: пожарной службы, скорой помощи, милиции и службы газа. А чтобы ребенку было легче разобраться, нарисуйте возле каждого номера картинку (например – рядом с телефоном 101  - горящую спичку). Напишите и держите на видном месте номера телефонов соседей, друзей,  свои рабочие телефоны, чтобы в случае опасности ребенок мог с ними связаться.

Уходя из дома даже на непродолжительное время, закройте окна, балкон, выключите воду, газ, электронагревательные приборы. Если предполагаете, что вернетесь затемно, включите свет во всех комнатах, где может играть ребенок. Закрывая дверь, напомните ребенку, чтобы он никому из посторонних  дверь не открывал. Ребенок лучше усвоит правила, если сымитировать возможные опасные ситуации в виде игры и привлечь к ней членов семьи и его друзей.

 

За каждой из цифр статистики пожаров  - трагедия и оборванная  детская жизнь. 

 

Причина пожара - детская шалость с огнем, термин, который используют спасатели. Но виновниками трагедий все же являются взрослые, которые,  оставляя в доступных местах спички и другие зажигательные средства, провоцируют ребенка на опасные игры с огнем. Итог же таких «забав» всегда предсказуем и трагичен. Бесспорно, чаще всего это происходят в семьях, которые воспитывают несовершеннолетних детей и находятся в социально опасном положении, семьях, в которых родители злоупотребляют спиртными напитками.

При проверке частного сектора в Держинском районе Минской области (октябрь 2011 года) дверь инспектору государственного пожарного надзора  открыл восьмилетний ребенок. Как выяснилось, мать каждый день в 5 часов  утра уходит на работу и возвращается за полночь, очень часто «навеселе», а ребенок находится дома с кошкой. Работающий сутками электрообогреватель,  старый телевизор, кое-как отремонтированная   электроплитка, на которой мальчик готовит маме еду, ветхая электропроводка и вдобавок «жучок» в счетчике – вот только небольшой перечень нарушений выявленных в этом доме. Но и этих составляющих достаточно для того, чтобы  рано или поздно произошла беда.  Можно долго спорить и утверждать, что какие бы плохие  не были родители, детям лучше находиться дома. Но конкретные примеры гибели детей показывают, что только простой агитацией и уговорами здесь не обойтись – должны быть более серьезные меры

И именно изъятие малышей у таких родителей, размещение их в приютах дает шанс на жизнь детям. А их непутевым родителям время на то, чтобы одуматься. 

Огонь не щадит никого. И  даже  в обычных,  благополучных семьях, происходят трагедии. И каждый конкретный случай - это горе и боль.  Боль, которую нельзя никогда и ничем излечить......

27 января в г. Горки Могилевской области на пожаре трагически оборвалась жизнь 7-летней девочки.     Отец семейства в это утро встал раньше всех, чтобы подготовить машину к утренней поездке. Ведь завести машину зимой – дело достаточно хлопотное. Кто-то из «водителей-знатоков» подсказал, что топливо предварительно необходимо прогреть. Мужчина взял бутылку с бензином, поместил ее в кастрюлю с водой и поставил на плиту. Когда жидкость нагрелась, не выключая газовую горелку, мужчина, снял кастрюлю с плиты и открыл пробку. А дальше события развивались молниеносно – пары бензина и открытое пламя спровоцировали горение, к тому же бутылка, с горючей жидкостью упала на пол, и огонь стремительно распространился по всей кухне. Глава семьи бросился будить домочадцев. В панике он разбил окно, что еще больше усилило горение…  Мужчина, его жена и сын покинули горящий дом, а вот семилетняя дочь даже не успела проснуться - ее без признаков жизни на кровати обнаружили спасатели. 

Тяжело приводить такие примеры, больно от того, что уже ничего нельзя исправить. Просто пусть каждый сделает выводы для себя, чтобы подобное никогда не повторилось.

 

- храните спички, зажигалки в недоступных для детей местах

- не разрешайте детям самостоятельно пользоваться газовыми и электрическими приборами, топить печи

- объясните ребенку, что в случае возникновения пожара необходимо выбегать на улицу и ни в коем случае не прятаться 

- не запугивая ребенка, расскажите правила безопасности и «проиграйте» различные ситуации

- выучите с ребенком ваш домашний адрес и номер телефона, чтобы при необходимости он мог сам обратиться за помощью в службу спасения 

- возле телефона на листе бумаги напишите номера экстренных служб, и объясните ребенку при каких обстоятельствах ими можно воспользоваться 

 

свернуть

Как не потеряться в лесу

Как не потеряться в лесу

Ежегодно в лесу теряются множество людей Кто-то, поблуждав 2-3 часа, находит дорогу к дому сам. А вот кого-то  приходится искать всем миром: лес прочесывают и спасатели, и милиция, и лесники, и жители окрестных деревень. Чаще всего проблемы с ориентированием возникают у людей пожилого возраста. Впрочем, заблудиться может каждый.

Нередко в лес люди одеваются так, словно собираются там партизанить. Камуфляж надежно скрывает человека, что значительно осложняет поиски, если сил сообщить о себе уже не осталось. Конечно, одежда должна быть плотной, но лучше – яркой. Не помешает красная кепка, косынка или любой заметный предмет.

Перед выходом  в лес изучите карту местности, вооружитесь телефоном с навигатором и минимальной аптечкой. Для того, чтобы не потеряться, если вы идете компанией, можно воспользоваться свистком. Его звук слышен за 2-3 километра.

Собираясь в лес, обращайте внимание на погодные условия: в пасмурную погоду поход лучше отложить. Если поход за грибами или ягодами - дело решенное, соблюдайте следующие рекомендации:

- не отправляйтесь в лес в одиночку;

- изучите основные правила ориентирования в лесу;

- сообщите родственникам или знакомым о предполагаемом маршруте и времени возвращения, своевременно информируйте их, если планы изменились;

- надевайте удобную, непромокаемую одежду и обувь;

- возьмите с собой телефон, воду, лекарства, нож, спички.

Прежде чем углубиться в лес, обратите внимание на солнце, запомните с какой стороны оно расположено. Если солнце справа, то при выходе в том же направлении из леса нужно, чтобы оно оказалось слева;

Если вы заблудились в лесу, первое, что необходимо, – сориентироваться на местности, определить, где можно найти воду и огонь, чтобы защититься от холода и организовать ночлег.

Если у вас с собой мобильный телефон, наберите номер службы спасения 101 или 112 и сообщите, из какого населенного пункта и какого района вошли в лес, опишите, что видите вокруг себя.

Если оказались в лесу без телефона, а свое местонахождение не можете определить даже приблизительно, остановитесь и  успокойтесь. По возможности пейте воду и двигайтесь к цели.

Главное для вас – выйти к людям, поэтому важными ориентирами будут линии электропередачи, просеки и тропинки. Обнаружив любой из этих объектов, идите вдоль него, и вы обязательно найдете людей.

Если на пути повстречался ручей или река, следуйте вниз по течению – он всегда приведет к людям. Прислушайтесь: шум трактора слышно за 3-4 км, лай собаки – за 2-3 км, идущий поезд – за 10 км, идите на звук.

Не следует выбираться из лесу ночью: начинает темнеть – лучше займитесь обустройством места для ночлега. Для этого подойдет яма от вывороченного с корнем дерева. Из веток сделайте убежище наподобие шалаша и подстилку из подручных материалов. Кстати, о борьбе с холодом. Лист газеты, засунутый под одежду, уменьшит теплоотдачу вдвое. Такой же эффект  дает и листва, набитая под одежду. Организуя ночлег, позаботьтесь, чтобы ищущие вас не прошли мимо - повесьте на кусты кепку, носовой платок или лист бумаги, обломайте ветки, чтобы привлечь внимание.

Проверить свои знания о действиях, если заблудились в лесу, можете в мобильном приложении «МЧС Беларуси: Помощь рядом».

Помните: лесные пожары происходят из-за удара молнии или самовозгорания торфяника. Основной же причиной их возникновения является человеческий фактор. Костры, непотушенные спички и окурки в местах отдыха, игры детей с огнем, сжигание мусора и сельскохозяйственные палы – все это часто оборачивается стихией, контролировать которую очень сложно.

 

 

свернуть

Лесные пожары!

Лето – это не только время отпусков и летних каникул, но и пожароопасный сезон. Под угрозой в такой период находится одно из важнейших национальных богатств Беларуси – леса. Опасность для них представляют природные пожары, последствия которых весьма негативны: подобные чрезвычайные ситуации наносят государству значительный экологический и материальный ущерб.

Природные пожары делятся на лесные, характеризующиеся неуправляемым распространением огня по лесным площадям, и торфяные, когда горит слой торфа и корни деревьев. Ликвидировать и те, и другие совсем непросто, поэтому делать это лучше на начальной стадии. Для того, чтобы своевременно обнаружить очаг возгорания, на территории страны ведется авиапатрулирование.

В редких случаях лесные пожары происходят из-за удара молнии или самовозгорания торфяника. Основной же причиной их возникновения является человеческий фактор. Костры, непотушенные спички и окурки в местах отдыха, игры детей с огнем, сжигание мусора и сельскохозяйственные палы – все это часто оборачивается стихией, контролировать которую очень сложно.

Чтобы избежать природных ЧС, необходимо выполнять основные требования безопасности. Не поджигайте сухую траву на полянах, не бросайте в лесу бутылки или осколки стекла: они могут сработать как зажигательные линзы, не пользуйтесь пиротехническими изделиями, не оставляйте промасленные, пропитанные бензином или другим горючим веществом обтирочные материалы, не въезжайте в лес на машинах или мотоциклах: искры из глушителя могут привести к пожару.

 Отдельного внимания требует разведение костра. К сожалению, в большинстве своем люди не уделяют этому процессу должного внимания, забывая, что опасность возникновения лесного пожара даже от небольшого источника огня вполне реальна, особенно в сухую ветреную погоду. Именно небрежность и безответственность зачастую играет злую шутку с нарушителя. 

Таким образом, если Вы решили разжечь костер, не пренебрегайте правилами пожарной безопасности. Во-первых, не делайте этого в сухом лесу или на торфянике, под кронами пихт, елей, кедров (т.к имеют опущенные кроны) или в хвойных молодняках (хвоя – отличный горючий материал). Во-вторых, кострище должно располагаться на минеральной почве (песке или глине). В-третьих, сгребите лесную подстилку в радиусе 0,5 метра. В-четвертых, обложите костер камнями или другим негорючим материалом. И, в-пятых, уходя, не забудьте его потушить. Залейте костер, после чего разгребите золу и убедитесь, что под ней не осталось тлеющих углей. Подождите, пока перестанет идти дым или пар.

Столкнуться с природным пожаром может абсолютно любой человек, поэтому готовым нужно быть и к такой экстремальной ситуации. Итак, став свидетелем такого происшествия, первым делом четко оцените обстановку. Не стоит даром тратить время на уже прилично разыгравшийся огонь – в этом случае поспешите за помощью. Покидая место пожара, идите навстречу ветру, перпендикулярно кромке пожара, по просекам, дорогам, полянам, берегам ручьев и рек. При сильном задымлении, если у вас есть такая возможность, прикройте рот и нос мокрой тряпкой. Сообщите о произошедшем в службу спасения по телефону 101. 

Если же возгорание небольшое, и Вы уверены в своих силах, постарайтесь затушить его самостоятельно. Иногда достаточно просто затоптать пламя. Если же подобные действия ни к чему не привели, попробуйте залить огонь водой из ближайшего водоема или засыпать землей. Также используйте пучки веток от деревьев лиственных пород, плотную ткань или мокрую одежду. Наносите скользящие удары по кромке огня сбоку, в сторону очага пожара, как бы сметая пламя. Ветви, ткань переворачивайте после каждого удара, чтобы они не загорелись. Потушив, не уходите до тех пор, пока не убедитесь, что огонь не разгорится снова. Сообщите в лесничество или лесхоз о месте и времени пожара, а также о возможных его причинах.

Увидев, что горит торфяное болото, не пытайтесь его потушить, обойдите стороной. Двигайтесь против ветра, внимательно осматривайте дорогу перед собой. Помните, что в результате торфяного пожара, огонь уходит под землю, образуя пустоты, в которые можно провалиться, поэтому будьте предельно внимательны и осторожны. 

Лес – одно из любимых мест отдыха человека, поэтому в интересах каждого  из нас предупредить там возникновение пожаров. И такой гарантией защищенности будет только строгое соблюдение несложных правил пожарной безопасности. Берегите лес!

В соответствии с правилами пожарной безопасности в лесах Республики Беларусь, в пожароопасный сезон запрещается: 

  • Разводить костры в хвойных молодняках, на участках поврежденного леса (ветровал и бурелом), торфяниках, в местах с подсохшей травой.
  • Оставлять непотушенные источники горения, тления (горящие спички, окурки и др.). 
  • Применять при охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов.
  • Оставлять промасленные или пропитанные ЛВЖ и ГЖ или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.).
  • Заправлять топливные баки машин и механизмов в неустановленных местах, а также при работающих двигателях; использовать машины с неисправностями, приводящими к вытеканию ЛВЖ и ГЖ, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим.
  • Незаконное выжигание сухой травы на землях лесного фонда.

 

Разжигание костров в запрещенных местах влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двенадцати базовых величин (статья 15.58 кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). 

 

свернуть

Правила поведения на воде!

Безопасность на воде.

Безопасные летние каникулы

Гроза. Коварство стихии.

Гроза. Коварство стихии.

 

Гроза - это природное явление, которое и в самом деле эффектно: черные тучи, сверкающие молнии, оглушительные раскаты грома... Если некоторые находят в этом некую романтику, то другие видят в грозе опасность - и не напрасно!

«С приходом грозового фронта растёт и количество чрезвычайных происшествий: снесённые крыши, поваленные деревья, пожары домов, а самое страшное – гибель людей», - рассказывает старший инспектор сектора пропаганды и взаимодействия с общественностью Витебского городского отдела по ЧС Басалай Анна.

МЧС рекомендует во время грозы принять следующие меры предосторожности:

ЕСЛИ ГРОЗА ЗАСТАЛА ВАС В КВАРТИРЕ, ДОМЕ, ЗДАНИИ: отключите все электроприборы и вытащите штекер наружной антенны из телевизора, прекратите телефонные разговоры, закройте окна, двери и дымоходы, чтобы не было сквозняков, не располагайтесь у окна, печи, камина, массивных металлических предметов, на крыше и на чердаке, не прикасайтесь к приборам отопления, не принимайте ванну, душ, не мойте посуду.

ЕСЛИ ВЫ НА УЛИЦЕ: покиньте открытое пространство и зайдите в любое здание, не прикасайтесь к стенам. Держитесь вдали от любых проводов, не приближайтесь к молниеотводам, не пользуйтесь мобильным телефоном. Не стойте вблизи высоких столбов, линий электропередачи, деревьев, рекламных щитов и т.д. Нельзя бегать, ездить на велосипеде, мопеде, мотоцикле, роликах.

ЕСЛИ ГРОЗА ЗАСТАЛА ВАС НА ОТКРЫТОЙ МЕСТНОСТИ (В ПОЛЕ): не стойте на возвышенностях, у опор линий электропередачи и под проводами. Поищите яму или овраг. Если же никаких углублений поблизости нет – присядьте на корточки в позе эмбриона, руками обхватив колени. Не ходите босиком и не поднимайте над головой лопаты, тяпки, косы, удочки. Это токопроводящие предметы.

Нередко бывает когда гроза становится причиной пожара, тогда необходимо незамедлительно звонить по телефону: 101 либо 112.

свернуть

Правила поведения в жаркую погоду

Правила поведения в жаркую погоду

Все радуются, когда, наконец, приходит лето, а первые жаркие дни вызывают обычно только восторг: ура, наконец-то лето! Но в последние годы часто бывает так, что жаркая погода никак не хочет сменяться прохладой и затягивается надолго. Жара утомительна не только для взрослых, но и для детей. Что нужно делать, чтобы жара не стала причиной заболеваний и взрослых, и детей?

  1. Медики рекомендуют снизить физическую активность. Обмен тепла в организме человека (метаболическая теплопродукция) зависит от уровней физической активности, акклиматизации, возраста и телосложения. Поэтому в самые жаркие дни лучше занять ребенка спокойными играми в проветриваемом помещении или на улице в тени.
  2. Следует увеличить потребление жидкости на протяжении дня. Охлаждение организма происходит за счет потери жидкости. Иногда такая потеря может произойти совершенно незаметно, особенно у детей: часто ребенок, заигравшись, просто забывает о жажде. Поэтому следует как можно чаще предлагать ребенку попить, причем лучше, если это будет просто вода, а не соки или молочные коктейли.

Причем основной объем (до двух литров жидкости в разном виде) лучше употребить в утренние или вечерние часы, чтобы организм смог запастись влагой. Не рекомендуется употреблять алкоголь (в том числе и пиво) и газированные напитки, которые не только не утоляют жажду, но и замедляют обменные процессы в организме. Следует обратить внимание на то, чтобы вода не была холодной, так как в жару увеличивается риск заболеть ангиной и ОРЗ.

  1. Изменить расписание прогулок так, чтобы они приходились на прохладное время суток. В дневное, самое жаркое время, лучше находиться дома. Прогулки во время жары следует перенести на время до 10-11 утра или на вечер, после 19 часов. Самое опасное время - с 12 до 16 часов, солнце в это время находится в особенно активной фазе и на улице существует вероятность получения теплового или солнечного удара, поскольку система теплообмена у детей еще несовершенна.
  2. Очень важен в жаркое время выбор одежды. И для детей, и для взрослых следует выбирать одежду из легких и натуральных материалов. Избегайте тесной одежды, а также одежды из плотных или синтетических тканей. В солнечное время необходимо носить легкие притеняющие головные уборы.
  3. Во время жары нужно немного сменить пищевой рацион. В меню должны преобладать легкие не горячие блюда, овощи и фрукты. На некоторое время следует полностью исключить из рациона жирную и тяжелую пищу, а также есть поменьше сладкого. Основным блюдом на время жары должны стать супы и каши, а также салаты.
  4. Если есть возможность, то лучше проводить самое жаркое время около воды. Это могут быть естественные водоемы, детские фонтаны, а также надувные бассейны или даже просто дачный уличный душ. Каждые полчаса ребенку необходимо предлагать охладиться в воде, но при этом обязательно соблюдайте правила поведения на воде и не оставляйте ребенка без присмотра ни на минуту.
  5. Нужно следить, чтобы ребенок не находился без защиты под прямыми солнечными лучами. Если загара у малыша еще нет, то нужно пользоваться защитой с наивысшим фактором. По мере приобретения детской кожей темного оттенка фактор защиты можно снижать. В первое время пребывание на солнце лучше ограничить до 15-20 минут. Старайтесь больше времени проводить в тени.

Важно:

  • В помещении с кондиционером не устанавливать температуру ниже +23 - +25 С. Если кондиционер в квартире или рабочем помещении отсутствует, можно охладить воздух, используя емкость с водой, которая ставится перед вентилятором. Вода под действием напора теплого воздуха испаряется, охлаждая помещение на 2-3 градуса. • В жаркую погоду исключить из своего рациона жирные, жареные и сладкие блюда. В меню должна быть легкая пища – овощи, фрукты, отварная или тушеная рыба, курица, холодные супы и окрошки. Помните о правилах санитарной гигиены – тщательно мойте овощи и фрукты проточной водой, мясо, рыбу обязательно проваривайте. • Здоровые люди тоже должны позаботиться о своем здоровье и соблюдать правила поведения в жаркие дни во избежание тепловых и солнечных ударов, повышения артериального давления и др. • Особое внимание в жару - детям! Детский организм особо чувствителен к повышенной температуре окружающей среды. Симптомы перегрева ребенка – покраснение кожи, повышенная температура, вялость, тошнота, беспричинные капризы, частое дыхание с одышкой, судороги и даже обморок. При первых проявлениях этих симптомов с ребенка необходимо снять одежду, уложить в горизонтальное положение, протереть все тело влажной салфеткой или смоченной в воде тканью и обязательно поить каждые 5-10 минут. При потере сознания незамедлительно вызывайте скорую помощь. • Все перечисленные симптомы наблюдаются и при тепловом или солнечном ударе у взрослых. Поэтому, пострадавшего необходимо уложить в прохладном месте, на голову – холодный компресс. Если он в сознании, дать ему обильное питье, если нет – приводить в чувство с помощью нашатырного спирта и ждать приезда бригады скорой помощи. Выполняя эти простые рекомендации, даже в условиях аномальной жары можно сохранить свое здоровье и здоровье своих детей.
свернуть

Маленький исследователь на даче

Маленький исследователь на даче

Изучаем фауну вместе с ребенком

Для большинства городских детей деревня - живой музей природы, гораздо более интересный и поучительный, чем все «взрослые» экспозиции, вместе взятые. Ведь на загородных просторах столько всего интересного, неведомого, загадочного! Наблюдая за букашками, птичками и другими зверушками, малыш будет не только приобретать новые знания, а и учиться думать, анализировать, сравнивать, рассуждать. Да и взрослым этот живой, разнообразный, постоянно изменяющийся мир откроет много нового, если они вместе с малышом научатся не просто смотреть, а ВИДЕТЬ, как живет природа.

Жучки, муравьи и прочие букашки

Каких только насекомых не встретишь на даче: прыгающих и летающих, полезных и не очень. Но все они - прекрасный объект для наблюдений маленького естествоиспытателя. Тем более, что некоторых из них можно взять в руку и рассмотреть поближе. И взрослые не станут смотреть на насекомышей с высоты своего роста, а отважатся лечь вместе с ребенком в траву, то букашки сразу покажутся больше, а их жизнь станет понятнее и интереснее.

У всех насекомых есть общие черты: шесть лапок, усики и крылышки. Их тело как бы разделено на части тоненькими линиями - насечками. Отсюда и название - насекомые. И рассматривая их, очень интересно отыскивать эти характерные детали. О самых заметных насекомых можно рассказать малышу подробнее. К примеру, об известной всем божьей коровке. Этот жучок уничтожает множество вредителей растений - тлей. Малыши любят держать «коровок» на ладошках и смотреть, как те ползают по пальчикам, а потом раскрывают крылышки и улетают. Забавно наблюдать, как яркое насекомое с черными точками на спинке притворяется мертвым или оставляет на руке желтые пятна. Так божья коровка защищается от врагов. Даже если птица однажды и схватит божью коровку, то поймет, что этот жучок невкусный, запомнит его окраску и больше уже не тронет.

А какое разнообразие жужжащей и порхающей «публики» летом над цветами! И пчелы, и шмели, и бабочки, и осы. Малыш с удовольствием понаблюдает за ними вместе со взрослыми: какого цвета эти насекомые, кто больше, а кто меньше, какие цветы они любят. Тем более, если узнает о том, какую пользу приносят насекомые-опылители. Ведь без них цветки никогда не стали бы плодами, и значит, мы не смогли бы полакомиться вкусными яблочками. А без пчел не было бы и сладкого меда.

Часто малыши боятся жалящих насекомых. Но того, кто в страхе машет руками и кричит, пчела укусит скорее, чем спокойного человека. Поскольку насекомые первыми не нападут. А если в доме, на кухонном окне, под банкой живет симпатичный мохнатый шмель, то наблюдение за ним наверняка станет для ребенка лучшей «прививкой» от страха перед насекомыми.

«В траве сидел кузнечик...» Ну как не вспомнить эту песенку, когда в траве стрекочут на разные голоса маленькие «скрипачи». А почему говорят, будто кузнечик играет на скрипке? Дело в том, что на его крыльях есть особые зазубринки. Он трет ими быстро-быстро одна о другую, будто водит смычком по скрипке, и слышится стрекотание. Пусть малыш как следует рассмотрит кузнечика (какого он цвета, есть ли у него усики и глаза), а заодно и подумает, зачем тому нужны такие длинные задние ноги. Конечно же, чтобы прыгать!

Вездесущие муравьи интересуют даже годовалых карапузов. Если взрослые не забудут прихватить на дачу лупу, с ее помощью и они, и малыши узнают много интересного о жизни этих крохотных тружеников. Для этого достаточно найти небольшой муравейник с дырочками-дверцами в земле и время от времени наблюдать за ним: что делают муравьи, как относятся друг к другу, какую добычу тащат, далеко ли убегают от своего дома?

Во саду ли, в огороде

Если взрослые заняты работой на грядках, детей смело можно привлекать в помощники. «Битва за урожай», конечно, не имеет для малышей такого значения, как для их родителей, зато на огороде можно отыскать множество насекомых. В основном, это вредители. И самый главный из них - колорадский жук, регулярно «нападающий» на картошку. Ребенку нужно рассказать о том, какой вред наносит это насекомое, и попросить помочь в борьбе с ним. Обычно дети хорошо справляются с этой задачей, собирая жуков в банку с водой, трениря при этом пальчики.

Еще один серьезный враг огорода - медведка. Это крупное насекомое, которое живет в земле и питается клубнями картофеля, моркови и молодыми частями растений. Найти ее можно во время выкапывания картошки. Медведка наверняка произведет сильное впечатление на детей благодаря большому размеру и устрашающему виду. А особый интерес интерес для маленьких исследователей представляют ее лапы. Они хорошо приспособлены для копания земли.

А вот дождевые черви приносят несомненную пользу урожаю. И хотя это не насекомые, они тоже заслуживают внимания. Крохе любопытно будет узнать, как дождевой червь рыхлит и удобряет землю, пропуская ее через себя. Не стоит при этом запрещать ребенку копаться руками в земле, возиться с червяками, брать их в руки. В такие важные моменты малыш самостоятельно делает важные открытия, ощущает себя частью природы, учится понимать ее.

Волшебное превращение

Кто из нас в детстве не удивлялся превращению противной гусеницы прекрасную бабочку? Это превращение для малыша сродни волшебству. Поэтому даже если родители крохи никогда раньше не видели, как это происходит, самое время сделать это сейчас вместе с малышом.

Для начала нужно отловить несколько гусениц. Лучше, если они будут разными. Во-первых, не из всех гусениц удастся вывести бабочку, а во-вторых, интересно будет сравнить поведение разных насекомых.

Гусениц бабочки капустницы можно отыскать в огороде, на капусте или редьке. Они сине-зеленые, с тремя желтыми продольными полосками и черными крапинками. Но голыми руками их брать нельзя. Едкие выделения этих гусениц раздражают кожу. Ребенок должен знать об этом. Здесь же могут встретиться и матово-зеленые гусеницы бабочки репницы. А если очень повезет, то на моркови, петрушке или укропе можно отыскать гусеницу махаона. Она большая, хорошо заметная, зеленая с черными полосками и красными крапинками на них. Гусеницы крапивницы обитают там, где им и положено быть по названию - на крапиве. Там же или на малине можно встретить и гусениц бабочки павлиний глаз. На плодовых деревьях грызут листья гусеницы различных шелкопрядов или яблонной моли.

Будущих бабочек нужно собрать и посадить в банку или в платиковую бутылку со срезанным верхом. Туда же следует положить растения или веточки, на которых сидели

гусеницы, и закрыть сосуд марлей. Зеленый корм нужно менять каждые 2 дня. Теперь можно наблюдать за своими питомцами вместе с малышом: как они жуют листья, как ползают, растут. Через некоторое время гусеницы окуклятся - превратятся в куколки. В этом состоянии их лучше не тревожить. Остается запастись терпением и ждать. До того чудесного момента, когда из неподвижной куколки выберется на свет красавица-бабочка.

Кто в яблоке живет?

Иногда бывает и такое: откусывает малыш яблоко, а оно червивое. Кто же это яблоко испортил? Червячок? А вот и нет! Виновата самая настоящая гусеница бабочки со смешным названием яблонная плодожорка. Эти гусеницы заползают внутрь яблока, прогрызая себе тоннель и закрывая «вход» кожицей плода и паутинкой. Едят они только семена, поэтому у яблока червивой всегда бывает сердцевина. Потом гусеница выползает наружу и ищет новый плод. А ее саму можно найти в упавших яблоках.

Если разрезать такое яблоко, малыш увидит и «ворота», и «тоннель», и саму гусеницу. Кроме того, плодожорки любят полакомиться и семенами груш.

Пернатые друзья

Малыш должен учиться не только видеть, но и слышать, а точнее - слушать окружающий мир. Утром, когда он, проснувшись, выбегает во двор, до него со всех сторон доносятся десятки самых разных звуков. А громче всех слышно птиц, которые поют и чирикают на разные голоса. Кого же из пернатых друзей можно встретить летом в деревне? Прежде всего, вездесущих воробьев. Нужно научить кроху отличать их по голосу от других пернатых. Это очень легко, ведь воробьиное «чик-чирик» ни с чем не спутать. Не менее своеобразно звучит и карканье вороны. Эту птицу по голосу легко узнают даже совсем маленькие дети. Да и наблюдать за умными и хитрыми воронами очень интересно - как они летают, прыгают или ходят по земле, боятся ли людей.

Воробьи и вороны стараются жить поближе к людям - так и сытнее, и спокойнее. Поэтому и проблем с урожаем от них бывает много. То черешню обклюют, то подсолнухи. Традиционный способ защиты от «налетов» - пугало. А его сооружение можно превратить в творческий процесс с активным участием ребенка. Пусть папа или дедушка собьют крест-накрест две длинные палки. Это будут «туловище» и «руки». Голову можно смастерить из старой наволочки, набитой тряпками, на которой ребенок с удовольствием нарисует глаза, нос и рот. Осталось нарядить пугало в старую одежду и шляпу и привязать порезанный лентами целлофан. Чтобы шелестел на ветру. Сторож для огорода готов! Малыш не забыл придумать ему имя?

Нетрудно отличить по голосу и еще одну певунью - кукушку. Это птица лесная, но она частенько наведывается в кустарники и посадки неподалеку от деревенских домов. Однажды услышав «ку-ку», малыш больше ни с кем ее не спутает. Считать, сколько кому лет «накукует» эта птичка, - смешное суеверие. Зато сама идея - учиться считать вместе с кукушкой - вполне достойна внимания. Если малыш только учится считать, то следить, сколько раз прозвучит «ку-ку», лучше вместе с ним. А более старший ребенок сможет справиться с задачей сам, да еще и сравнит, в какой из дней кукушка куковала дольше.

Интересно понаблюдать в деревне за ласточками. Эти симпатичные птички часто строят гнезда под крышами домов. Если тихонько посидеть вместе с малышом неподалеку от их «дома», можно увидеть, как мама и папа ласточки таскают в клюве насекомых для своих птенцов. Подросшие детишки вскоре начинают высовываться из гнезда, и малыш сможет их увидеть. Бывает, что родители-ласточки, подлетая  к гнезду, роняют свою

добычу. Так что, если подстелить под гнездом большой лист белой бумаги, то станет видно, чем кормят родители-ласточки свое потомство.

Возможно, удастся заметить и тот момент, когда молодые ласточки вылетают из гнезда. А еще по поведению этих птичек можно предсказывать погоду. Если они летают низко над землей, будет дождь.

Симпатичные зверушки

Конечно, с животными на даче встретиться не так легко, как с насекомыми. Но кое-кого отыскать все-таки возможно. Прежде всего, это всевозможные лягушки и жабы. Не секрет, что не все мамы миролюбиво относятся к лягушкам. Но, все-таки, не стоит прививать подобное отношение детям.„Для малыша лягушка - интереснейшее существо. И он абсолютно прав. Вон как здорово лягушка прыгает, отталкиваясь сильными задними лапами. Можно и самому так же поскакать. И нет ничего страшного, если малыш возьмет лягушку в руки. Не нужно с отвращением кричать: "Сейчас же брось эту гадость!" Следите только, чтобы малыш на радостях не придавил лягушку слишком сильно. Скорее всего, на даче вам встретятся не лягушки, а жабы. Эти земноводные очень похожи, но жабы, в отличие от лягушек, живут не в воде, а на суше, в сырых местах. Их часто можно встретить в огороде, а по вечерам они выходят на охоту. Жабы - животные ночные. Они поедают насекомых-вредителей растений. Рассматривая лягушку или жабу, расскажите малышу, как она развивается (икра - головастик - лягушка с хвостом - взрослая лягушка). А еще у жаб и лягушек необычный язык. Он очень длинный и покрыт специальным клеем. Когда мимо пролетает комар или муха, животное быстро высовывает язык, и насекомое к нему приклеивается.

Если однажды вы заметите на огороде то тут, то там черные бугорки земли, знайте, что к вам пожаловал крот. Самого крота вы вряд ли увидите, а вот посмотреть на плоды его работы сможете. Крот - замечательный землекоп, его передние лапы похожи на лопаты. Он роет под землей настоящие подземные ходы. Поговорите с малышом о пользе и вреде, которые приносят кроты. С одной стороны, крот уничтожает вредных насекомых, с другой - портит корни растений.

Вечером, когда наступают сумерки, вам может посчастливиться поймать ежика. Вот кто уж точно приведет малыша в полный восторг. Несите ежика в дом и внимательно рассмотрите. Предложенное яблоко еж вряд ли станет есть. Это только в сказках он носит яблоки на спине. На самом деле ежик ест насекомых. Сначала ежик будет фыркать и прятать носик. Потом может освоиться и даже попить молока из блюдца. Посмотрите с малышом, какие милые у ежика глазки-бусинки, какой смешной и подвижный носик, маленькие ушки и лапки, потрогайте и рассмотрите иголки. Делать это нужно осторожно, потому что иногда ежик может подпрыгнуть, выгнув спинку, и уколоть руку. Познакомившись с колючим гостем, выпустите его обратно на то место, где поймали. На просьбы детей оставить ежика дома, можно ответить, что его в лесу ждут детки или мама (если пойманный оказался ежонком).

Днем в траве можно заметить юрких ящериц. Они тоже очень интересны детям. Поймать ящерицу не так-то просто, но если вам это удалось, посадите ее в стеклянную банку и хорошенько рассмотрите, а потом не забудьте выпустить. Будьте осторожны -крупные ящерицы могут укусить. Их укус не опасный, но довольно болезненный. Посмотрите, какие у ящерицы лапки, глаза, хвост, язык. Предупредите малыша, что ящерицу не нужно тянуть за хвост или сильно сдавливать. Расскажите сынишке или дочурке об удивительной способности этого животного отбрасывать свой хвост, спасаясь от врагов. Схватит птица или зверь ящерицу за хвост, он и останется в клюве или зубах, а

сама ящерица удерет. А хвост потом отрастет новый. Так что, не стоит расстраиваться, если маленький экспериментатор все-таки останется без ящерицы, но "с хвостом".

Путешествие на скотный двор

Если у кого-то из соседей есть домашние животные и птицы, хорошо организовать малышу экскурсию к ним, чтобы изучить поближе деревенскую живность. Обычно такие мероприятия воспринимаются детьми с гораздо большим интересом, чем поход в зоопарк. Ведь вся живность так близко, и можно самому насыпать крупы желтеньким цыплятам, рассмотреть (хоть и не без опаски) грозных индюков и гусей, покормить козу арбузными корками. Кроме того, подобная прогулка даст темы для множества интересных и познавательных бесед с малышом. Например - домашние животные и их детеныши. Кажется, что такие простые и понятные вещи не заслуживают особого внимания, а малыши при этом сочиняют свои собственные названия, вроде «лошадята», «свинята» и «коровята». С их точки зрения все правильно и логично, поэтому проходит немало времени, прежде чем они запомнят правильные названия. А вот в деревне такое обучение пойдет гораздо быстрее. Просто время от времени взрослые должны спрашивать у ребенка, как называются малыши коровы или овечки, и помогать крохе, если он затрудняется с ответом. Здесь будут очень кстати и загадки-рифмовки. Например, такие:

Иго-го! - кричит ребенок, значит это... (жеребенок)

Пятачок, два уха, розовое брюхо, хвост, как нитка, тонок. Это... (поросенок)

Малыша наверняка заинтересует рассказ мамы или папы о том, почему сельских животных называют домашними и о том, как древние люди их приручили. Можно вместе вспомнить диких родственников наших буренок и хрюшек. Наверное, ребенок уже знает, что собаки и кошки бывают разных пород, которые отличаются друг от друга размером, цветом шерсти, формой ушей и хвоста. Поэтому следует обратить его внимание на то, что коровки, курочки, козочки, кролики и другие животные тоже бывают разными. Пусть карапуз внимательно рассмотрит пасущуюся на лугу корову и попытается описать ее: какие у нее рога, копыта, хвост, ушки, глаза, вымя. А как корова щиплет траву? Делает она это очень забавно, захватывая стебельки языком, будто рукой.

Было бы здорово посмотреть, как доят корову или козу, а если у малыша будет возможность попробовать сделать это самому, незабываемые впечатления ему обеспечены. Кстати, вот и еще один повод поговорить о том, какую пользу приносят домашние животные людям. Только не нужно торопиться и сразу рассказывать все малышу. Пусть он сначала подумает, проанализирует увиденное, обобщит свой жизненный опыт. Ребенок обязательно порадует мудрыми выводами и необычными наблюдениями! Пусть не всегда правильными, но очень важными и необходимыми для его развития.

Полезные советы

Наблюдая за животными и растениями на даче, хорошо было бы разучить с малышом коротенькие выразительные стишки, посвященные объектам этих наблюдений. Лучше, если мама подготовит их заранее и будет рассказывать крохе в подходящие моменты. Несколько повторений - и стишок выучен! Такой комплексный подход поможет крохе лучше запомнить полезную информацию.

Самый храбрый воробей - Чик-чирик!

Хлеб стащил у голубей -

Чик-чирик!

И от кошки улетел -

Чик-чирик!

И за домом в луже пел - Чик-чирик!

И стоит все утро крик - Чик-чирик! Чик-чик-чирик!

(А.Усачев) Ворона с балкона стащила горбушку И клюнула кошку нахально в макушку. Теперь за воробушком гонится... Ворона, да ты ж'е разбойница!

(А. Усачев) Выставил маленький ежик иголки. Будто мы злые голодные волки. Все ежится, ежится, ежится... Не бойся, выглядывай, рожица!

(А. Усачев) Ярко-желтый одуванчик! Ты зачем сменил кафтанчик? Был красивым, молодым, Стал как дедушка, седым\

(Т. Шорыгина)

Полезно вспомнить вместе с малышом, в каких сказках, рассказах, мультфильмах встречались те растения и животные, которые попадаются ему во время отдыха (например: крот, мышка, ласточка, лягушки - из сказки «Дюймовочка»).

Пригодятся на даче и несколько справочников по насекомым, птицам, обитающим в данной местности. Ведь любознательного малыша может заинтересовать самая неприметная козявка на травинке. А с помощью книг будет гораздо легче ответить на всевозможные «кто?», «что?», «зачем?» и «почему?». Кроме того, в загородной обстановке малышу наверняка понравится читать или слушать в родительском исполнении рассказы и сказки о природе. Особенно - творчество Виталия Бианки («Лесные домишки», «Синичкин календарь», «Приключения муравьишки», «Мышонок Пик» и многие другие).

Те, кто зимой собирается мастерить кормушку для птиц, могут заранее собрать и высушить (впрок!) семена подорожника и одуванчика. Естественно, делать это надо вместе с ребенком. Тем более, что подобное занятие хорошо тренирует мелкую моторику, ведь не так-то легко крошечным пальчикам обрывать «непослушные» семена.

Если малыш уже уверенно держит в ручках карандаши или кисточку, предложите ему изобразить свои наблюдения или просто рисовать картинки из жизни природы,

подсмотренные на даче: это и возможность для творчества, и попытки рисовать с натуры, и повод для развития внимания и наблюдательности. К концу лета у маленького естествоиспытателя накопится целый альбом невероятных рисунков, отражающих его опыты и исследования.

В заключение остается пожелать всем маленьким исследователям и их родителям приятного и полезного отдыха на даче, а также много больших и маленьких открытий

свернуть

Летние предосторожности

Летние предосторожности

Наступило лето, которого с нетерпением ждали как взрослые, так и дети: можно вдоволь накупаться и погреться на солнышке, но чтобы солнце, воздух и вода были всегда нашими верными друзьями, мы рекомендуем вам соблюдать некоторые правила.

Нежная кожа ребенка предрасположена к солнечным ожогам в большей степени, чем кожа взрослого, поэтому необходимо избегать длительного пребывания под прямыми солнечными лучами и обязательно использовать детские солнцезащитные средства (молочко, крем). Если же все-таки ваш малыш «обгорел», следует перенести ребенка в тень и обработать кожу специальными косметическими средствами. Если данные мероприятия не увенчались успехом и на коже образовались пузыри, необходимо воспользоваться ранозаживляющими желе или гелями («Солкосерил», «Актовегин»). При обширной площади поражения кожных покровов нужно незамедлительно обратиться за медицинской помощью.

Наряду с солнечным ожогом длительное пребывание на солнце может привести к перегреву. Признаками того, что ваш ребенок перегрелся, являются слабость, головокружение (вплоть до потери сознания), повышение температуры тела. Первая помощь заключается в том, чтобы ребенка перенести в тень, а лучше - в закрытое, хорошо проветриваемое помещение и дать выпить прохладного сладкого чая. При высокой температуре тела понадобятся жаропонижающие средства (сироп с парацетамолом или жаропонижающие свечи). В этот день ребенку рекомендуется домашний режим, лучше, чтобы он некоторое время полежал в кроватке или поспал. При очень высокой температуре рядом с головой ребенка можно положить грелку со льдом или направить вдоль тела поток охлажденного воздуха из вентилятора. Если эти мероприятия не дали эффекта необходимо вызвать врача. Чтобы не испортить себе и вашему малышу отдых и хорошее настроение, позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок всегда был в головном уборе (даже в тени!). Одежда должна быть легкой и свободной, и кроме того, в жаркое время год детям необходимо чаще пить.

Так же, как длительное пребывание на солнце, не является безобидным для организма ребенка чрезмерное пребывание в воде, переохлаждение. Признаками того, что ваш малыш перекупался, являются озноб, синева вокруг рта, ребенок долго не может согреться. Нужно дать ребенку теплого, сладкого чая и одеть его, пока признаки переохлаждения не уйдут.

Немало неприятностей для детей летом представляют укусы насекомых. Во-первых, повесьте на окна (при необходимости - на двери) противомоскитную сетку, перед сном включите фумигатор. На улице можно использовать репелленты, но только в строгом соответствии с возрастными ограничениями. Если данные меры профилактики запоздали и на теле вашего ребенка засияли ярко-розовые пятна от укусов «кровопийц», обработайте их нашатырным спиртом, а потом используйте «Фенистил-гель». Он уберет сильный зуд и отечность. При сильной реакции на комариные укусы, что может выражаться в быстром распространении покраснения и отечности кожи, дайте ребенку противоаллергическое средство (фенкарол, тавегил, супрастин, кларитин) в возрастной дозе.

Пожалуй, самый главный бич летнего отдыха - это отравления и кишечные инфекции. Их профилактика заключается в соблюдении санитарно-гигиенических правил хранения продуктов питания, и в личной гигиене. Приучайте ребенка летом чаще мыть руки, особенно перед едой, используйте для этого антибактериальные средства. Если ребенок еще мал, сами мойте ему ручки.

При отсутствии источника проточной воды используйте антибактериальные салфетки. Если все же у вашего ребенка заболел живот, появилась рвота или жидкий стул, необходимо дать ребенку адсорбент, выводящий из желудочно-кишечного тракта токсины и бактерии (смекта, энтерол, активированный уголь), приготовить питьё (лучше - раствор регидрона), чтобы не допустить обезвоживания организма. Поить надо небольшими порциями, лучше ложечкой. Рекомендуется на несколько дней исключить из рациона молочные продукты (кроме молочнокислых), овощи и фрукты (можно использовать запеченное яблоко, банан). Из каш предпочтение отдается рисовой. Если ребенок отказывается от еды, не кормите его насильно. При нарастании признаков кишечной диспепсии и повышении температуры тела, необходимо обратиться к врачу.

Хочется верить, что наши рекомендации помогут вам избежать неприятностей во время летнего отдыха и летние недомогания не омрачат воспоминания об отпуске.

свернуть

Аптечка для летнего отдыха

Аптечка для летнего отдыха

Лето - в разгаре, солнце - в зените... Самое время отправляться на отдых всем тем, кто до сих пор не успел этого сделать. Итак, вещи собраны, игрушки и бесчисленные (но такие необходимые!) бытовые мелочи упакованы, впереди - самые радужные перспективы, и ни о чем плохом даже думать не хочется! Но от проблем с самочувствием, к сожалению, не застрахованы ни взрослые, ни дети. И чтобы внезапные неприятности не омрачили отдых, лучше заранее позаботиться о «дорожной» аптечке.

Составлять «летнюю аптечку» необходимо с учетом нескольких важных моментов. Во-первых, нужно внимательно прочитать аннотации к препаратам и узнать их возрастные ограничения, чтобы взять с собой только те из них, которые действительно подходят. Во-вторых, достаточно иметь с собой в отъезде по одному препарату из представленного ниже перечня, чтобы чувствовать себя вооруженными против любых неожиданностей. Теперь приступим непосредственно к составлению списка.

1.  Жаропонижающие средства

Отметим, что при любом повышении температуры у ребенка или взрослого лучше обратиться к врачу. Но в качестве доврачебной помощи очень пригодятся специальные препараты. Для снижения температуры (если она была выше 38,5 градусов С) необходимо иметь в аптечке лекарства, основным действующим веществом которых является парацетамол. Это - ПАНАДОЛ, ЭФФЕРАЛГАН, КАЛПОЛ. ЦЕФЕКОН Д и т.д. Такие препараты выпускаются в виде сиропов, микстур, растворимых таблеток и порошков, а также суппозиториев (свечей) в дозировках, рассчитанных на разный возраст малышей, чаще - начиная от 3-6 месяцев. При этом, свечи и сироп ЭФФЕРАЛГАН, например, выпускаются для детей с массой тела от 4 кг (от 1 мес. жизни). Кроме того, препараты на основе парацетамола обладают обезболивающим эффектом. Следует помнить, что длительность применения этих средств с целью понижения температуры составляет 3 дня, а как обезболивающих - до 5-ти дней. Продлить прием лекарства при необходимости можно только после консультации с врачом.

При лихорадке (39-41 градусов С) необходим срочный осмотр врача.

Для измерения температуры необходимо иметь термометр в надежном футляре. Существует широкий ассортимент электронных термометров, предназначенных для измерения температуры тела в полости рта, в подмышечной области, ректально (в прямой кишке) и иногда в паховой области. Также можно пользоваться привычным для всех ртутным градусником.

2.  Обезболивающие препараты

Следующая группа наиболее необходимых препаратов - это анальгетики, или обезболивающие средства.Взрослые могут применять АНАЛЬГИН или комбинированные препараты анальгина - ТЕМПАЛГИН, МАКСИГАН, СПАЗМАЛГОН, ПЕНТАЛГИН и т.д. Детям для обезболивания (например, при зубной боли) можно применять препараты на основе парацетамола, а также лекарства, основным действующим веществом которых является ибупрофен - НУРОФЕН или ИБУФЕН, обладающие, к тому же, жаропонижающим и умеренным противовоспалительным действием. Существуют лекарственные формы в виде суспензий, их можно давать детям от 6 мес.

3.  Капли

От насморка.

Лекарств от насморка много, но наиболее популярны две группы препаратов: сосудосуживающие и - на масляной основе.

Сосудосуживающие предназначены для облегчения носового дыхания, обладают противоаллергическим, противоотечным и подсушивающим действием. Их закапывают не дольше трех-пяти дней, как правило, - на ночь, чтобы ребенку было легче заснуть, или до приема пищи, чтобы малыш мог хорошо покушать. Капли от насморка изготовлены на основе разных действующих веществ.

а)  Нафазолин (НАФТИЗИН, САНОРИН): 0,1% раствор - для взрослых, 0,05% - для детей от 2-х лет;

б) Оксиметазолин (НАЗИВИН, ОТРИВИН): имеются дозировки для детей всех возрастов, включая новорожденных;

в)  Ксилометазолии (ГАЛАЗОЛИН): 0,1% раствор - для взрослых (капли и гель), 0,05% - для детей от 2-х лет;

г)  Тетризолин (ТИЗИН) 0,1% - для взрослых, 0,05% - для детей от 2-х лет.

Есть также комбинированные препараты: АДРИАНОЛ (на основе Феншэфрина с трамазолином) - для детей всех возрастов, включая новорожденных; ПОЛИДЕКСА с ФЕНИЛЭФРИНОМ (iteoMuifuu + полимиксин + дексаметазон + фенилэфрин) -сосудосуживающие капли с противовоспалительным и противомикробным действием (детям от 2,5 лет).

Капли на масляной основе - это ПИНОСОЛ, препарат растительного происхождения, рекомендован детям от 1 года. Это средство обладает противовоспалительным и противомикробным действием, защищает слизистую носа от чрезмерного иссушения. Лечение ПИНОСОЛОМ проводят до тех пор, пока насморк у ребенка полностью не прекратится. Препарат можно применять отдельно от сосудосуживающих капель или спустя 10—15 минут после их закапывания. Можно закапывать масляные капли, а также вставлять в ноздри турунды, пропитанные этим лекарством или мазями ПИНОСОЛ, БОРОМЕНТОЛ.

Спреи

Для увлажнения слизистой носа, чтобы размягчить и удалить корочки из носовых ходов во время ежедневного утреннего туалета, а также в качестве вспомогательного средства при насморке можно применять спреи АКВАМАРИС, САЛИН, приготовленные из очищенной, обеззараженной морской воды. Эти препараты разжижают слизь, активизируют восстановительные процессы в клетках слизистой оболочки носа и нормализуют функции ее желез.

Глазные

При воспалении слизистой оболочки глаз (конъюнктивит)помогутглазные капли в пластмассовой стерильной капельнице - 20% раствор сульфацила-патрия (АЛЬБУЦИД).

При аллергическом конъюнктивите применяют 0,1% капли дексаметазона или 0,05% глазную мазь гидрокортизона. Желательно иметь отдельную пипетку для каждого вида капель или покупать лекарства с вмонтированной в заводских условиях пипеткой-капельницей.

Ушные

При болях в ухе помогут ушные капли ОТИНУМ, ОТИПАКС, ПОЛИДЕКСА и пр. Не стоит забывать, что ушные капли нужно теплыми капать на сухую ватную турунду. вставленную в наружный слуховой проход. Самостоятельно закапывать лекарство прямо в ухо опасно, поскольку неизвестно, повреждена барабанная перепонка или нет. Если повреждена, то капли, проникая в полость среднего уха через отверстия в барабанной

перепонке, могут повредить слуховые косточки или слуховой нерв и вызвать тугоухость. А наличие повреждения барабанной перепонки может установить только ЛОР-врач при осмотре уха[1].

4.  Средства от боли в горле

Еслизаболело горло или осип голос, помогутантисептические (противомикробные) препараты для местного применения: ГЕКСОРАЛ (раствор, спрей), ХЛОРГЕКСИДИН (раствор), таблетки для рассасывания СЕБИДИН или СТРЕПСИЛС; при инфекционно-воспалительных заболеваниях полости рта и носоглотки применяют ГЕКСАСПРЕЙ (не назначают детям до 1 года), ЙОДИНОЛ (раствор для полосканий горла).

5.  Препараты от кашля

Различают влажный кашель (с отхаркиванием мокроты) и сухой (без отхаркивания мокроты), поэтому и препараты, призванные бороться с неприятным симптомом, бывают разного действия.

При влажном кашле применяются лекарства, разжижающие мокроту и улучшающие ее отхаркивание, что позволяет очистить бронхи, и восстановить их функции, уменьшив воспаление, а в конечном итоге, приводит к выздоровлению. Это препараты на основе амброксола - АМБРОСАН, АМБРОБЕНЕ, АМБРОГЕКСАЛ или бромгексина -БРОМГЕКСИН (Берлин Хеми), БРОНХОСАН, ФЛЕГАМИН и др. Данные лекарственные средства выпускаются в различных формах и разных дозировках для детей всех возрастных групп.

При кашле также можно использовать растительные препараты. Например, ГРУДНОЙ ЭЛЕКСИР (отхаркивающее, противовоспалительное средство, содержащее такие растения, как солодка, анис и т.д.), СТОПТУССИН-ФИТО - сироп с отхаркивающим, противовоспалительным и противомикробным действием, содержащий экстракт тимьяна, чабреца и подорожника, а также сироп и раствор-капли ТУССАМАГ или пастилки БРОНХИКУМ, содержащие экстракт тимьяна, эфирное масло которого разжижает мокроту, уменьшает отек и воспаление слизистой оболочки бронхов, облегчает дыхание и подавляет позывы к кашлю.

При навязчивом сухом кашле применяются противокашлевые препараты центрального действия (непосредственно воздействуют на кашлевой центр головного мозга) на основе кодеина. Однако использование их у детей должно быть ограничено, поскольку кодеин является производным опия и относится к группе наркотических противокашлевых средств. При использовании доз, превышающих рекомендованные, или длительном применении кодеин может вызывать лекарственную зависимость, угнетение дыхания.

И только в редких случаях, когда у ребенка длительно существует сухой навязчивый кашель, например, после перенесенного коклюша, после 2,5 лет может быть применен препарат НЕО-КОДИОН (сироп).

Отметим, что средства разжижающие мокроту, и средства подавляющие кашель, нельзя применять одновременно. Скопившуюся в бронхах мокроту необходимо выводить посредством кашлевого рефлекса. Если же его подавлять, лечение становится бессмысленным. Поэтому при возникновении кашля лучше обратиться к врачу, который назначит необходимый в конкретном случае препарат.

6.  Средства против аллергии

При различных аллергических проявлениях (крапивница[2], аллергический ринит -насморк и пр.) детям от 2-х лет можно давать таблетки и сиропы лоратаджа (КЛАРИТИН,  ЛОРАТИН)  и  капли  ЗИРТЕК,  детям  от   1-го  года  -  сироп  тавегкча

(КЛЕМАСТИН). Детям от 1-го мес. можно применять таблетки супрастина в разовой дозе 6,25 мг (одна четвертая таблетки, которую растирают до порошка).

На место укуса насекомого можно нанести препарат ФЕНИСТИЛ (гель). Его можно использовать для детей от 1 мес.

7. Помощь желудку и кишечнику

Лекарства от метеоризма (повышенного газообразования в кишечнике).

Избавиться от неприятных ощущений, связанных с этим явлением, поможетПЛАНТЕКС -растительный препарат для коррекции нарушения пищеварения у детей (без возрастного ограничения), а также препараты на основе симетикона: СМЕКТА (порошок для приготовления суспензии) ЭСПУМИЗАН (эмульсия для детей, капсулы для взрослых), САБ СИМПЛЕКС (суспензия) а также антацидный[3], обволакивающий препарат с добавлением симетикона - АЛЬМАГЕЛЬ ИЕО (суспензия), ЮНИЭИЗИМ (таблетки в оболочке) - комплексный препарат, имеющий в своем составе пищеварительный фермент - диастазу, и непосредственно - симетикон и АКТИВИРОВАННЫЙ УГОЛЬ.

Противодиарейные средства (против жидкого стула)

При кишечных инфекциях эффективен ПРОБИФОР - препарат, содержащий бифидобактерии. Решить проблему с диареей помогут также адсорбенты[4] СМЕКТА, ПОЛИФЕПАН , ЭНТЕРОСГЕЛЬ; антибактериальные средства, действующие преимущественно в кишечнике (производные нитрофурана): ЭРСЕФУРИЛ, который можно применять взрослым и детям от 1 мес, ФУРАЗОЛИДОН. Необходимый эффект окажет также противодиарейное средство - ИМОДИУМ (ЛОПЕРАМИД, ЛОПЕДИУМ). Его можно употреблять взрослым и детям от 2-х лет.

ВНИМАНИЕ! Следует помнить, что при болях в животе нужно обязательно пройти осмотр у педиатра или терапевта. Нельзя бесконтрольно и дольше 2-х дней пользоваться противодиарейными средствами и кишечными антисептиками. Если за это время понос не прекратился, необходима консультация специалиста.

Средства от обезвоживания при рвоте и диарее

Восполнить потерю воды и минеральных солей из организма при рвоте и поносе помогут РЕГИДРОН, ГАСТРОЛИ7\5]. Самым маленьким в такой ситуации полезен ORS-200 -морковно-рисовый отвар от HIPP для детей с 4 месяцев. Его лечебное действие основано на способности возмещать потерю жидкости, минеральных солей и калорий для предупреждения обезвоживания организма ребенка.

Средства от запоров

Если возникла проблема с опорожнением кишечника, детям можно применять сироп ДЮФАЛАК (ЛАКТУЛОЗА),свечи с глицерином, а также драже и свечи БИСАКОДИЛА (детям от 2-х лет);

Взрослым подойдут растительные препараты - СЕНАДЕ, ТИСАСЕН, СЕННОЗИД-ТЕВА, брикет листьев сенны и сухой экстракт сенны для приготовления настоя. А также ФОРЛАКС, РЕГУЛАКС, ГУТТАЛАКС.

8. Антибактериальные средства

Запас подобных препаратов нужно делать только в том случае, если на отдыхе не будет возможности посетить аптеку. Целесообразно взять с собой антибиотик широкого спектра действия. Это может быть препарат группы пенициллинов(Х77ЛМЖС (амоксициллин) -гранулы для приготовления суспензии, применяется детям без возрастных ограничений.

Эффективны также лекарства из группы макролидов: СУМАМЕД (азитромицин), МАКРОПЕН (мидекаиицин) или РУЛИД (рокситромщин). Если в местности, где семья планирует отдых, все-таки есть аптека с достаточным ассортиментом лекарств, лучше приобретать антибиотики по предписанию врача и только исходя из конкретного заболевания.

9.Антисептики

Вдали от благоустроенной квартиры средства с обеззараживающими свойствами особенно необходимы. К этой группе относятся ПОЛИСЕПТ ОЛЛ (комбинированное антисептическое средство на основе цетримида. хлороксиленола, дихлороксиленола), а также раствор перекиси водорода 3%. спирт медицинский, перманганат качия (кристаллический порошок для приготовления водных растворов), фурацилин. Что касается последнего, его, как правило, применяют тоже в виде водного раствора, который готовится из расчета 1 таблетка на 100 мл горячей кипяченой воды. Все вышеперечисленные средства можно использовать также для обработки рук и дезинфекции (обеззараживания) предметов ухода за больными.

Для обработки царапин, порезов и других кровоточащих ран используются уже упомянутый 3%-ный раствор перекиси водорода, а также йод и бриллиантовая зелень, которые выпускаются сейчас в форме удобных фломастеров ЛЕККЕР-ЙОД и ЛЕККЕР БРИЛЛИАНТОВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ, а также пластыри - бактерицидные или содержащие бриллиантовую зелень.

10. Перевязочные и гигиенические средства

В аптечке непременно должны присутствовать стерильныебинты различного размера, 2 трубчатых сетчатых бинта (надеваются на конечность для удержания повязки), 2 эластичных бинта, стерильные марлевые салфетки, упаковка ваты хлопковой (хирургической) стерильной, ватные шарики, ватные палочки, гигиенические пакеты (на случай, если ребенка будет тошнить в дороге), ножницы (лучше с закругленными концами), пинцет, набор противомозольных и бактерицидных пластырей разного размера, вощеная бумага для компрессов и одноразовые шприцы на 1; 2; 5 мл.

11 .На случай травмы

Для остановки кровотечения (например, носового), на нос можно положить пакет гипотермический (охлаждающий) «СНЕЖОК». Требуется раздавить ампулу внутри пакета, и через несколько секунд его содержимое станет холодным. «СНЕЖОК» также применяют при ушибах и растяжениях мышц (прикладывают на место травмы).

В аптечке хорошо иметь 3-4 таких пакета.

Кроме того, на кожу в области ушиба можно нанести специальные мази, кремы или гели:

-   на основе витамина РР - ТРОКСЕВАЗИН, ВЕНОРУТОН:

-   на основе гепарина - ГЕПАТРОМБИН (30 000 ME для детей, 50 000 ME для взрослых), ГЕПАРОИДЛЕЧИВА, ГЕПАРИНОВАЯ МАЗЬ (1 000 ME).

При ожогах различного происхождения (термических, солнечных и ир.)используют спреи: ПАНТЕНОЛ-СПРЕЙ, ОЛАЗОЛЬ и ЛИДОКАИН-СПРЕЙ (для снятия боли). Также при солнечных ожогах можно использовать БЕПАНТЕН (крем, лосьон), ДРАПОЛЕН (крем).

Универсальными средствами при различных повреждениях кожи (ссадины, трещины, раны, ушибы, различные ожоги и пр.) являются бальзамы «СКОРАЯ ПОМОЩЬ». «СПАСАТЕЛЬ».   Эти   средства   обладают   противовоспалительным   и   антимикробным

действием, ускоряют заживление и способствуют восстановлению защитных свойств поврежденной кожи.

  1. Средства от насекомых (репеленты)

Отпугивать комаров и мошек от взрослых и детей можно с помощью разнообразных спреев, карандашей, молочка, лосьонов и т.д.Они могут использоваться у малышей от 3 лет, но на упаковке должно быть соответствующее указание.

Если репелентов нет под рукой, то отпугнуть насекомых поможет бальзам «ЗОЛОТАЯ ЗВЕЗДА» или любой другой похожий по составу, содержащий эфирные масла (гвоздичное, эвкалиптовое, мятное). Места укусов можно обработать тем же бальзамом или раствором пищевой соды (1 чайная ложка соды на 1 стакан горячей кипяченой воды и размешать до полного растворения).

ВНИМАНИЕ! Если взрослый или ребенок в семье страдает хроническим заболеванием, требующим постоянной лекарственной терапии, следует обязательно взять с собой на отдых необходимые препараты.

ПОМНИТЕ!

Лекарственные средства всегда должны храниться в сухом, прохладном и недоступном для детей месте. Желательно, чтобы лекарства закрывались на ключ или небольшой навесной замочек.

  • Средства, предназначенные для детей, должны находиться отдельно от «взрослых» лекарств, чтобы случайно не перепутать эти препараты.
  • Необходимо следить  за сроками   годности  лекарственных   препаратов,  нельзя использовать средства с истекшим сроком действия.

Нельзя стоит выбрасывать аннотации к лекарственным препаратам.

Родителям полезно составить и написать план действия в непредвиденной ситуации, чтобы бабушки, дедушки или няня в их отсутствие смогли воспользоваться записями и правильно оказать доврачебную помощь.

  1. Солнцезащитные средства

Даже если температура воздуха не превышает 20 градусов С, несколько часов прогулки и игр на свежем воздухе порой сказываются на нежной коже малыша не лучшим образом: она может не выдержать мощной атаки ультрафиолета и обгореть. Поэтому важно перед прогулками наносить на кожу специальный крем, содержащий фильтры от лучей А и В ультрафиолетового спектра (UVA/UVB-фильтры). При покупке такого средства важно обращать внимание на упаковку - там всегда указывается номер защитного фактора (SPF). И чем жарче климат, тем выше должен быть этот номер. Для маленького ребенка нужно выбирать средства с максимальным SPF-фактором (60).

Конечно, лучший отдых - тот, при котором семье ни разу не придется заглянуть в дорожную аптечку. А если повод для этого все-таки появится, то выше приведенные рекомендации не дадут растеряться, и помогут грамотно оказать необходимую помощь и взрослым, и детям.

 

свернуть

Оздоровление дошкольников в летний период.

Оздоровление дошкольников в летний период.

Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбить удивительный, прекрасный мир растений и животных. Летом природа представляет большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников.

Летом продолжается систематическая и полномочная работа по разделам программ. Все виды деятельности переносятся на воздух. Каждому виду отводится место и время в распорядке дня.

Нужны ли занятия с детьми в летний период? Не будет ли это препятствовать полноценному их отдыху? Надо иметь в виду, что организовать летний отдых детей не значит предоставить им полную свободу в выборе, их необходимо объединять для коллективных занятий, иначе они устают, излишне возбуждаются.

Первое и основное требование - на воздухе должны проходить не только игры, но и занятия. Это требование должно выполняться независимо от погоды.

Удобно расположенные на участке, с учетом теневых мест, столы и скамейки, физкультурная площадка, песочницы, что необходимо для активной и полноценной жизни детей в летнее время, облегчает организацию воздушного режима.

Чем легче одежда, чем меньше частей тела она закрывает, тем лучше привыкает кожа к колебаниям воздушной среды.

В жаркую погоду мы стараемся ограничиваться однослойной одеждой. Не боимся оставлять детей в легкой одежде и в более прохладные дни. Плохую услугу оказывают родители и воспитатели детям, надевая на них колготки и свитер, как только погода становится прохладной. Нередко приходится при этом преодолевать сопротивление детей: более послушные подчиняются неохотно, непокорные протестуют. По существу, они правы: закаленная кожа уже не нуждается в слишком большой защите. Принцип индивидуального подхода и здесь соблюдается.

         Хорошо закаляет детей и хождение босиком. На чистом, убранном участке детского сада, на полянке во время прогулки, не следует лишать детей этого прекрасного в смысле закаливания народного обычая. Но необходимо соблюдать осторожность, особенно в первое время, пока кожа подошвы еще очень нежна и может быть легко повреждена.

Разнообразные подвижные игры в теплое время года - прекрасное средство закаливания.

Увеличение пространства для движений, облегченная одежда, соответствующий подбор игрушек позволяют детям лучше удовлетворить свою потребность в движении, а воспитателю удлинить пребывание детей на воздухе.

На участок мы выносим обручи, мячи, кегли и другие для игр. Дети широко используют эти пособия в самостоятельных играх.

Учитывая состояние погоды, мы выбираем игры, которые могут быть проведены на ограниченном пространстве: игры с бегом по кругу ("Карусель", "Кошки - мышки" и др.), с ходьбой по доске между начерченными линиями ("Поезд", "Метро"), игры с прыжками в длину с места ("Через ручеек", "Не замочи ног") и другие.

Теплые летние дни дают возможность более свободного выбора игр. Проводим игры с бегом на скорость ("Кто быстрее к флажку", "Чье звено скорее соберется"). Широко используем игры с мячом.

Не страшно, если детям иногда приходится пробежать по сырой траве, по лужам или попасть под теплый дождь во время прогулки - это еще больше повысит устойчивость их организма.

С целью закаливания мы используем и утреннюю гимнастику. С наступлением теплой погоды гимнастика переносится на воздух. Одежда детей постепенно облегчается.

Построение утренней гимнастики на воздухе близко к построению в помещении. Содержание ее, подбор упражнений зависят от состояния погоды и закаленности детей.

Наша прогулка.

За долгие годы существования детских садов, как особых образовательных учреждений сложилась четкая структура прогулок с детьми. Классическая прогулка включает в себя наблюдение, трудовую деятельность, две-три подвижные игры, индивидуальную работу; значительная часть времени отводится самостоятельной деятельности детей. Дети заняты разнообразной деятельностью, много двигаются, учатся самостоятельно находить занятия, пытаются выстраивать взаимодействие в играх, а у нас, воспитателей, появляется возможность наблюдать за дошкольниками, накапливать материал об их индивидуальных особенностях. Данный проект прогулки старшей группе ориентирован на классическую структуру.

 

Тема: «Наблюдение за облаками»

Цель. Рассказать о том ,как образуются облака, почему идет дождь.

Ход наблюдения

Вчера мы с вами рассматривали солнце и небо, а это загадка о чём?

Ее мы просим, чтобы в зной

Не проходила стороной,

А крупными слезами

Поплакала над нами.

Когда она поплачет-

Быть урожаю значит.

-Догадались, что это? Ну, конечно, туча.

-А как она плачет? (Идет дождь.)

-Посмотрите на небо, там есть сегодня облака или тучи?

-Давайте поиграем? На что похоже вот это большое облако? Я буду отмечать на песке палочкой, кто больше придумал интересных ответов: девочки или мальчики.

-Знаете, как образуются облака и почему идет дождь? Хотите, расскажу? В жаркий день вода в реках и озерах нагревается и начинает испаряться. Легкий горячий воздух поднимается вверх, а там холодно. Маленькие капельки воды замерзают. Так образуются облака. Ветер переносит их с одного места в другое. Льдинки тяжелые, они не могут долго держаться в воздухе и падают. Падая, встречают теплый воздух, тают и превращаются в капли дождя.

-Давайте нальем в тазик воды, отметим, сколько ее сейчас, и поставим на солнышке. Как вы думаете, что произойдёт с водой? А теперь ещё немного поговорим о дожде.

-Дожди бывают сильные, и тогда их называют ливнями, а бывают тихие, теплые. Их называют «грибные». После таких дождей грибы хорошо растут. Растениям нужна влага, и мы рады, когда идет дождь.

Так ли? Так ли? Так ли?-

Спрашивают капли,

Умывая чисто на деревьях листья.

Так ли? Так ли? Так ли?-

Спрашивают капли.

Весело кивает в огороде мак,

Будто отвечает: - Так! Так!

Подвижная игра

-Кто хочет в «Совушку» играть?

-Давайте считалочкой выберем сову.

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей,

Воробышек-пташка,

Серая рубашка.

Вылетай-ка, не робей,

Откликайся, воробей.

-Гнездо совы вот здесь, в стороне, на пенечке.

-День наступает, все оживает! (Дети бегают по площадке, подражая полету бабочек, птичек, изображая лягушек, мышек, а совушка спит в гнезде.)

-Ночь наступает, все замирает – сова вылетает! (Играющие замирают в позе, в которой их застал сигнал. Совушка выходит на охоту. Заметив пошевельнувшегося игрока, она уводит его в свое гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трех неосторожных жителей леса. Однако за спиной совы можно менять позу.)

-День наступает, все оживает! (Совушка возвращается в гнездо, играющие вновь свободно резвятся на площадке. После двух-трех выходов совушки на охоту ее сменяют новым водящим, который ни разу ей не попался.)

Самостоятельная деятельность

-Дети, вы можете играть, во что хочется. Песок мы утром полили и взрыхлили; возле песочницы есть и игрушки (машины, дорожные знаки на длинных палочках, дощечки, ведра, формочки и т. д. ). Хорошо играть и на веранде, там не жарко, рядышком в кладовке, есть все для игр «Семья», «Магазин», «Больница». Можно и другую игру придумать. Вы знаете, где у нас скакалки, обручи, самокаты, бадминтон, кегли. Можно брать все, только не забывайте правило: «Каждой вещи свое место».

-Кто хочет, может остаться со мной. Я предлагаю поиграть с гимнастической палкой. Хотите!

«Кто перетянет?». Двое держатся за концы палки. На расстоянии двух шагов от каждого на земле лежит какой-нибудь предмет. Задача - перетянуть соперника, суметь подобрать этот предмет.

«Чертежники». Задание - быстро (но «узнаваемо»)начертить на асфальте мелом или полочкой на песке ряд геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и др. На выполнение задания дается 1 минута.

Подвижная игра

 «Берег, парус, море»

Помните правила? Когда я говорю «Берег!», вы делаете шаг назад; на слово «Парус!»- руки вверх; на слово «Море!»- шаг вперед. Начинаем! Выигрывают те, кто ни разу не ошибается. После игры возвращаемся в группу.

 

свернуть