Творческий проект

Краеведческая деятельность как средство приобщения воспитанников

к культуре родного края.

 

Уважаемые гости нашего сайта, приглашаем вас на видеоэкскурсии по нашей замечательной стране

Перейдите по гиперссылке

- Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны

- Виртуальный тур по Белорусскому государственному музею истории Великой Отечественной войны

- Историко-культурный комплекс "Линия Сталина"

- Мемориальный комплекс "Брестская крепость -герой"

- Виртуальный тур по мемориальному комплексу "Брестская крепость-герой"

- Мемориальный комплекс "Хатынь"

- Виртуальный тур по мемориальному комплексу "Хатынь"

- Виртуальный тур по мемориальному комплексу "Курган Славы"

- Виртуальный тур по музею Ружанского дворцового комплекса Сапегов. Ружаны

- Большой театр оперы и балета

- Виртуальный тур по Дворцу Республики

- Виртуальный тур по национальной библиотеке Республики Беларусь

- Виртуальный тур по Несвижскому замку

- Виртуальный тур по дворцу Монюшко-Ваньковичей. Смиловичи

- Виртуальный тур по усадьбе Любанских в Лошицком парке. Минск

- Виртуальный тур по Гольшанскому замку

- Виртуальный тур по замковому комплексу "Мир"

- Музейный комплекс старинных народных ремесел и технологий "Дудутки"

- Белорусский государственный музей народной культуры и быта "Строчицы"

- Виртуальные туры по Беларуси

- Виртуальный тур по Чернобылю и Припяти

- Глобус Беларуси

- Национальный художественный музей Республики Беларусь

- Художественная галерея "Беларт"

- Галерея Мастацтва

- Виртуальный тур по усадьбе Чапских. Прилуки

- Виртуальный тур по часовне-усыпальнице Вишневских. Мал.Борздынь

- Виртуальный тур по усадьбе Друцких-Любецких. Новое поле

- Виртуальный тур по Кревскому замку

- Замковый комплекс "Мир"

Фотоэнциклопедия Беларуси

- Наша Беларусь

свернуть

Проект

АКТУАЛЬНОСТЬ ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ (АКТУАЛЬНОСТИ) ТЕМЫ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

В основе существования и развития любой исторической общности людей лежит духовной стержень, который базируется на чувстве патриотизма. Патриотизм – широкое понятие, вбирающее в себя такие смысловые характеристики, как: привязанность  к месту, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку; защита интересов Отечества и его независимости; наличие гражданских чувств; верность Отчизне; гордость за культурные и социальные достижения; наличие прочных знаний об историческом прошлом страны; соблюдение традиций; посвящение своей деятельности на благо процветания Родины. Современное общество характеризуется ростом самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос о воспитании детей на традициях белорусского народа, возрождении культурного наследия, которое начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов воспитанников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей родине.

История человечества показывает, что вопросы гражданского, патриотического воспитания находились в центре внимания любого государства и решались с учетом социальных потребностей, с использованием различных средств, методов, форм работы. Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Знание национальной культуры и истории родного края – это создание определенного мировоззрения, гордость за свой народ, за свою Родину, уважительное отношение к семье, к культурному наследию своих предков.

Разрешение проблем патриотического воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта работа должна осуществляться систематически и планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

         Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста.  Краеведение – это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быте, культуре того или иного края. Это – наследство, оставленное нам предками, живая легенда, обычаи родного края и его вековая культура – то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, развивая и распространяя среди потомков. Знакомя детей с родным краем необходимо учитывать, что информация, данная педагогом, должна вызвать в детях не только положительные эмоции, но и стремление к деятельности. Ознакомление воспитанников с родным краем входит в целостный образовательный процесс с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам. 

Краеведческая деятельность как средство приобщения детей к культуре родного края может развиваться по ряду направлений:

- историческое краеведение (военно-историческое, историко-культурное, историко-архивное и др.);

- естественно-научное краеведение (географическое, экологическое, геологическое и др.)

- этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.);

- туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время туристических походов);

- музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческого музея);

- экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения экскурсий);

- семейное краеведение.

Перед педагогическими работниками  учреждений дошкольного образования стоит проблема приобщения детей дошкольного возраста к основам истории, культуре своей страны с целью их патриотического и нравственного воспитания.  Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Цель: создание и внедрение системы работы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре и истории родного края средствами краеведения.

Задачи:

  1. Оптимизировать комплекс ресурсных условий для эффективного внедрения системы работы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре и истории родного края средствами краеведения.
  2. Повысить профессиональную компетентность педагогических работников по вопросам использования краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста в образовательном процессе.
  3. Разработать методическое сопровождение образовательного процесса по приобщению воспитанников к культуре и истории родного края в процессе краеведческой деятельности.
  4. Определить эффективные формы и методы работы с семьями воспитанников.
  5. Разработать методические рекомендации по приобщению воспитанников к культуре и истории родного края средствами краеведения.
  6.  

ОПИСАНИЕ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ И РАЗРАБОТАК, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ СОЗДАН ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии детей дошкольного возраста. Чтобы вырастить образованного человека, способного самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные задачи производственного и гражданского поведения, не только в городской среде, но и в сельской местности необходимо изучение краеведения. Как отмечает Д. Лихачев «краеведение оценивает значительность происшедших на изучаемой территории событий, значительность связанных с этой территорией людей, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей, редкость и важность природных данных». «Моральная отдача» и воспитательная роль краеведения, по мнению Д. Лихачева, исключительно велики. Краеведение учит не только любить свою родную страну, но и любить знание о своей (и не только «своей») стране. Оно в большей степени помогает человеку открыть в прошлом, что-то совершенно новое, ценное. «Если мы узнаем, кто жил в том или ином доме, какая жизнь протекала в нем, что в нем было создано, дом этот для нас уже особый. Он наполняется духовным содержанием и преобразуется. Преобразуется и город, чьи историю мы познаем». Это мысль академика Д. Лихачева свидетельствует о том, что в процессе познания краеведческого материала ребенок формируется духовно, осознает опыт прошлого и настоящего, выступает как субъект, активный носитель социальной сущности.

         Одной из первых, попытку воспитания детей в дошкольном учреждении на материале краеведения сделала выдающийся деятель в области дошкольного образования – А. Симонович.  Она отмечала, что, краеведение представляет собой ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок с детьми, которые предварительно хорошо обдуманы воспитателем. Эти способы работы приводят детей к сознательному ознакомлению с родиной и готовят их к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии и истории родного края. По ее мнению краеведение не просто знакомит ребенка с окружающей средой, оно выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ему «определенные моральные и умственные силы».

         В понимании известного белорусского просветителя, патриота, гуманиста, Франциска Скорины, привязанность живых существ к родным местам – это всеобщая закономерность бытия, благодаря которой жизнь индивида становится целенаправленной и разумной. С патриотических позиций воспринимаются следующие его слова: «Понеже от прирождени звери, ходящие по пустыне, знають ямы своя; птицы, летающие по воздуху, ведають гнезда своя; рибы, плавающие по морю и в реках, чуть виры своя; пчелы и тым падобныя баронять ульев своих, – тако ж и люди, и где зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великуюласку иають».

      В своих знаменитых педагогических трудах Сухомлинский В.А. говорил о том, что детство – это каждодневное открытие мира, и поэтому воспитание должно быть построено так, чтобы в этом было познание человека и Родины, величия, красоты и глубины окружающего. Культура непрерывно обновляется, так как человек непрерывно созидает, однако, с другой стороны, культура утрачивает некоторые свои элементы, которые к определенному времени теряют свою актуальность и необходимость: культура подвижна и не статична. Однако существует некоторое количество культурных явлений, которые выдерживают проверку временем и переходят из поколения в поколение. Это культурные традиции. Таким образом, культурные традиции родного народа являются естественным и логически обоснованным материалом для воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста.

    Социальный опыт передается и фиксируется в виде исторически сложившихся предметов и явлений человеческой культуры, и весь мир культуры является продуктом человеческого воображения и творчества, в отличие от мира природы. Л.С. Выготский считал, что главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериризации ребенком структуры его внешней, социально-символической деятельности. В итоге структура психических функций меняется – опосредуется интериоризованными знаками. Психическими функции становятся «культурными».

     Согласно теории А.Н. Леонтьева о развитии личности в деятельности, психическое развитие ребенка обусловлено процессом усвоения культурно-исторического общественного опыта. Который предстает в виде знаний и способов деятельности. Эти способы деятельности являются эталонами и направляют и регулируют развитие ребенка. Освоение ребенком ценностей культуры происходит через деятельность. Культурные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности субъекта, превращаются в личностные ценности, которые, в свою очередь, становятся источниками мотивации поведения и отношения к окружающему. Таким образом, личностные ценности служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности.

     Многими учеными, педагогами и психологами, такими как Н.В. Алешина, С.А. Козлова, Н.Г. Комратова, Н.К. Крупская, Л.Е. Никонова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский были исследованы разнообразные вопросы патриотического воспитания. Козлова  С.А. в своих трудах говорит о патриотическом воспитании как о целенаправленном процессе педагогического воздействия, цель которого – обогащение знаний детей дошкольного возраста о Родине, формирование патриотических чувств, привитие эталонов нравственного поведения, становление чувства долга, развитие потребности приносить пользу народу и Отечеству. Никонова Л.Е. определяет патриотическое воспитание как процесс усвоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к государству, где живет человек. В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств – доброты, справедливости, внимательного  отношения  к  семье.  Подлинным  патриотом,  по  мнению  С. Михалкова, может стать «только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное  и сохраненное предшествующим  поколением». Теоретическое обоснование  гражданско-патриотического воспитания нашло отражение в целом   ряде     психолого-педагогических   исследований     (Л. Выготский,  Р.  Жуковская, А. Запорожец, С. Козлова, А. Леонтьева, В. Логинова, А. Люблинская, А. Усова и др.). В работах ученых отмечается, что гражданско-патриотическое воспитание призвано формировать у детей дошкольного возраста ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота родной страны (А. Анциферова, М. Богомолова, Э. Суслова). Становлению и развитию исторического краеведения посвятили свои работы педагоги, социальные деятели и краеведы (Л.А.  Гольденберг, М.И. Калинин, П.И. Рычков, М.В. Соловьев, В.Н. Татищев и др.).  Ознакомление дошкольников с историческим прошлым и настоящим родного края формирует у них уважение к его истории, к культуре своего народа (Н. Виноградова, О. Князева, М. Маханева и др.).  Необходимо отметить, что формирование элементарных краеведческих представлений у детей обеспечивает осознание ими того факта, что они составляют единый народ, объединенный общей историей, культурой, языком, традициями; способствует воспитанию у них уважения и гордости за свой край.

 

 

 

 

 

свернуть